Светлана Лодина
Обобщение опыта работы по теме «Сказка как средство организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка как средство организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанник
1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию опыт моей работы по теме, представленной на слайде.
2 Слайд Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью большое значение для развития ребенка приобретает познавательно-исследовательская деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под руководством взрослого в процессе сотрудничества.
Публикация «Обобщение опыта работы по теме „Сказка как средство организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
3 слайд Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.
4 слайд Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить его способности слышать, видеть, чувствовать, понимать?
Рассматриваемый мною вопрос является, на мой взгляд, интересным и актуальным. Детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказки.
5 слайд Всем нам известно, что сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка.
С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Применяя сказки в своей работе с дошкольниками, я наблюдаю положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес.
6 слайд Играя, слушая сказку, ребёнок с удовольствием вовлекается в эксперимент.
Целью моей работы является : вовлечение детей в познавательно- исследовательскую деятельность при помощи сказочных персонажей.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
• Способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов и материалов.
• Активизировать речь и обогащать словарь детей.
• Развивать мыслительные операции, внимание, память, творческие способности, умение делать выводы и умозаключения.
• Воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки.
7 слайд Мои воспитанники пока очень робко делают свои первые предположения и выводы. Детская гипотеза, пусть даже самая маленькая – это результат самостоятельного поиска, индивидуальной мыслительной деятельности, а этому помогает практическая деятельность, т. е экспериментирование, которое даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
8 слайд При этом эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка и не могут проходить в тишине, то есть обязательно речевое сопровождение эксперимента.
9 слайд В работе с детьми я использовала несколько сказок. Одна из них «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Познакомив детей с героями сказки, я ставила вопрос – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что, если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать.
10 слайд В сказке «Лиса и заяц» мы с детьми вместе помогли лисе построить дом, выбрав подходящий материал. - Бумажный дом размок: бумага непрочная, лёгкая. Ледяная избушка, как в сказке у Лисы растаяла. А деревянная избушка, как стояла, так и стоит по-старому. Дерево, оно прочное, ему не страшен ни ветер, ни дождь, такой дом будет светлым и теплым.
11 слайд Помогая Мише из сказки «Маша и медведь», слепить пирожки, дети заметили, что пирожки из сухого песка вылепить невозможно. Перед детьми встал вопрос: Что же нужно сделать? Мы с детьми рассматривали сухой и сырой песок, сравнивали их и в итоге сделали вывод: что необходима вода, она соединяет песчинки, и они не рассыпаются, поэтому можно легко лепить пирожки.
12 слайд В сказке «Три поросенка» я предлагала проверить, правда ли домики из соломы и прутиков непрочные, а из камня прочный. Что случится, если вы подуете на соломинку и прутик? Дети подули на соломинку и прутик и сделали вывод, что они легко сдвинулись с места. Я предложила подуть на камень, после чего дети отметили, что камень не сдвинулся с места, значит дом из камня самый прочный, камень самый тяжелый и прочный материал.
13 слайд. В сказке «Колобок» решили, что нам нужно помочь бабушке и дедушке испечь колобок, так как лиса его съела. Из чего же можно испечь вкусный колобок? Вместе с детьми определили, что для приготовления теста нам нужна мука, вода, немного соли и сахара. Тогда наш колобок будет съедобным, но его нужно обязательно испечь. Где мы это будем делать? (отнесем на кухню повару, определяли на ощупь где мука, соль, сахар. Сделали вывод: мука мягкая, соль и сахар твердые. Какого вкуса мука, соль, сахар- соль соленая, сахар сладкий, мука безвкусная.
14 слайд Появление любого игрового персонажа удивляет и увлекает детей, вызывает стремление помочь ему, выручить, выполнить его поручение или просьбу. (показываю кукол и рассказываю)
Очень интересно встретиться с самой Феей Песков. Она все знает про песок и расскажет об этом детям. В непринужденной обстановке дети лучше запомнят свойства песка и научатся строить целые песочные города.
Даже самый малоактивный ребенок прислушается к тому, что говорит добрый доктор Айболит, с интересом отправится в лабораторию, где будет проводить опыты с мылом и узнает еще много интересного о мыле!
Интересно поиграть и с волшебником воздухом. Оказывается, воздух движется, его можно почувствовать и даже поймать. Воздух есть везде, без воздуха мы не сможем дышать.
15 слайд Вспомнив сказку «Репка, мы с детьми решили тоже вырастить свой урожай. В самом начале нашей работы мы изучили внешний вид семян. Определили, какие растения мы будем выращивать на нашем огороде. Остановили свой выбор на огурцах и помидорах. Затем стали выяснять, а как нам посадить семена, что для этого необходимо. Приготовили инвентарь: емкости для посадки, лейку с водой и конечно землю для посадки. Вместе с огурцами и помидорами мы с детьми решили посадить еще и лук, так как это витамины, которых нам так не хватает весной. В ходе экспериментальной деятельности дети выяснили, что нужно растениям для роста и развития. Научились сравнивать семена и всходы растений, находить сходства и отличия.
16 слайд Оценка деятельности и непосредственных результатов труда из уст сказочного героя желанна и понятна детям дошкольного возраста. Герой всегда благодарен за оказанную помощь, внимателен к каждому малышу, вызывает эмоциональный отклик и желание встретиться вновь.
Дети сами находили и узнавали истину, ведь в эксперименте участвовали они сами. Выводы даются нам ещё с трудом, пока остаётся основная роль за педагогом, но дети участвуют, помогают, поправляют, подсказывают. Затем мы все вместе повторяем, что же предполагали и, что у нас получилось.
У меня все, спасибо за внимание.