ольга малыгина
Обобщение педагогического опыта «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 60»
Малыгина О. Г.
Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами сказки».
В конце ХХ века в нашу жизнь вливается огромная лавина заимствованных терминов из иностранных слов, что угрожает русскому языку. Поэтому проблема сохранения своеобразия, самобытности русского языка имеет особую значимость в наше время.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами сказки“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
А русская народная сказка, как издавно известно, является одним из ведущих средств развития русского языка.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиций, правил, принципов, с помощью которых воспитывался ребенок в семье.
Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Сказка сегодня – это один из немногих оставшихся способов объединить взpослогo и ребенка, дать им возможность понять друг друга.
Сказка не только обогащает язык ребенка, но и дает гамму переживаний, создает особенное настроение, вызывает добрые чувства. Сказка помогает возродить традиции нашего народа, духовный опыт нашей культуры.
Мы работаем в средней группе с детьми четырёх - пяти лет. При обследовании при письменном разрешении родителей отмечается небольшой словарный запас детей, недостаточность использования прилагательных, наречий, то есть признаков предмета. Поэтому особое значение, стали приобретать вопросы развития и обогащения словаря детей. Центральным направлением работы по развитию речи детей четырех лет является воспитание инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога. Чтение сказок, их драматизация позволят полноценно решить данные задачи.
Поэтому одной из основных задач работы с детьми, мы выбрали русскую народную сказку, как средство развития речи, ее поэтичности, образности, развития воображения, воспитания гуманных чувств, качеств личности.
Вначале было проанализировано речевое развитие детей по методике О. С. Ушаковой.
Речевое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность рассказов, инициативность в общении и самостоятельность при выполнении речевого задания и рассказывания сказки.
По результатам наблюдения выявлено, что основная масса детей охотно откликается на предложение послушать сказку, устанавливают в сюжете последовательность событий, но с трудом выделяют причинные связи, в играх чаще выступают на вторых ролях или в роли зрителя. Только трое (Аня Ч., Алеша Т., Даша К) активно запоминают и воспроизводят сказку, устанавливают последовательность событий, с большим интересом слушают, самостоятельно пересказывают сказки.
Поэтому развитие речи имеет для наших детей особенную значимость, а сказка поможет нам развить интерес к русскому народному слову, словесное творчество детей.
На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель: Способствовать обогащению и развитию речи детей через театрализацию сказок.
Задачи:
1. Развивать устойчивый интерес к русской народной сказке.
2. Закреплять умения пересказывать сказки.
3. Развивать умение выразить свои желания, чувства и эмоции, умение заявить о себе, высказать свое мнение.
4. Воспитывать любовь к художественному слову.
Мы определили следующие этапы работы по развитию речи детей среднего возраста средствами сказки :
1. Ознакомление детей со сказкой.
2. Работа над выразительностью речи и движений детей
3. Совместное с детьми изготовление атрибутов и декораций
4. Активизация театрализованных игр.
Занятия по речевому развитию проводятся 1 раз в неделю по подгруппам, но на данном занятии реализуются задачи речевого развития с использованием разнообразных методов и содержания, а не только по сказке. Поэтому театрализованные игры и чтение используем в утренние и вечерние часы.
Развивающая предметно – пространственная образовательная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.
Материалы и игры по развитию речи и театрализованной деятельности детей находятся в мини–центрах речевого и художественно-эстетического развития.
Мы подобрали и расширили игровое оборудование и материалы, которые способствуют развитию связной речи детей, изобразительных умений и театрализованной деятельности детей. Оборудование и материал по развитию речи средствами русской народной сказки мы условно разделили на группы и представили в таблице, разделив на книги, настольно – печатные игры, виды театра, пособия музыкального и изобразительного уголка:
Результаты наблюдений за детьми показали, что дети любят играть дидактическими и сюжетно-ролевыми играми. Также большой интерес вызвали пособия и материалы уголка музыкального развития. Кристина, Аня Ч., Вика любят использовать музыкальные инструменты, платочки в театрализованных играх и играх драматизациях. Ваня П., Ксюша А., Алеша Т. и другие дети используют изобразительный и природный материал для рисования и лепки декораций к сказкам, рисование героев. Например, после занятия по лепке зайчиков, Аня слепила еще и медведя и составила сказочную историю о дружбе зайчика и медведя.
Задачей первого этапа стала активизация известных сказок, знакомство с новыми сказками, выделение последовательности событий, героев сказки. На данном этапе мы ввели детей в мир сказки. Дети нашей группы знают много сказок о животных, но мы рассказали новые, неизвестные сказки : «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», а также рассказали волшебные сказки : “Гуси - лебеди”, «Снегурочка» и многие другие, учитывая возраст детей и правила отбора. Мы использовали в основном следующие приемы: рассказ сказки, чтение, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям и другие. Рассказывая детям сказку, учитывали требования к рассказчику. Мы объясняли непонятные слова. Например, когда рассказывали детям сказку “Заюшкина избушка” объясняли, почему избушка лубяной называется. Большое внимание на этом этапе мы уделяли языковым особенностям сказки, старались выявить образные слова и выражения в сказке. Так, слушая сказку “Гуси - лебеди“, Денис Г. И Алина В. заметили в описании реки – слова молочная река, кисельные берега - значит в реке молоко, а на берегах вкусный кисель. А Кирилл и Даша Р. отметили, как в сказке звучит слово домовничать - “заниматься дома делами. Много добрых и ласковых слов услышали дети в сказках заинька, курочка – рябушка, гусонька, батюшка, матушка др.
На втором этапе работали над выразительностью речи и движений, закрепляли знание сказки детьми.
Использовали следующие приемы: совместное рассказывание сказки, дидактические игры и упражнения, подвижные игры со словами.
Использовали следующие игры и упражнения направленные на развитие выразительности :
1 Игры «Эхо», Дождик, дождик». «Песенка стрекозы», «Вьюга» Цель: развитие силы голоса, речевого дыхания и ритмичности речи.
2 Игры "Волшебное зеркало", «Узнай по интонации», "Волк и семеро козлят" Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координация движений.
Наибольший интерес детей вызвали такие игры, как "Волшебное зеркало" и "Волк и семеро козлят", потому что их содержание связано с полюбившимися сказками. Если сначала мы использовали данные игры на занятиях по речевому развитию, на прогулках, то потом стали замечать работу детей над выразительностью речи в игровой деятельности. Например, Лёня, Алеша, и Ксюша играли в зоопарк и были разными зверями и разговаривали с посетителями зоопарка разными голосами, разным тембром. На втором этапе работали не только над выразительностью речи, но и над правильным звукопроизношением, лексической стороной языка и развитием связной речи. Также дети часто играли в дидактические игры "Собери сказку", "Расскажи сказку", пересказывали сказки, запоминая содержание, героев, последовательность событий. Так же в конце этапа дети контролировали пересказ других детей. Например, когда Кристина пересказывала сказку "Бычок - смоляной бочок", забыла, что к бычку прислонялся волк, а Аня Ч. поправила её. Дети постепенно превращались в маленьких сказочников. В уголке книги стали появляться рисунки к любимым сказкам. В дальнейшем наблюдения за поведением детей на занятиях и в повседневной жизни показали, что ребята стали включать образные слова, сравнения в свою речь и возникло желание показать и рассказать сказки младшим детям и своим родителям. Это позволило нам начать третий этап деятельности.
На третьем этапе работы, мы готовили атрибуты к игре в сказку. Рисовали декорации, делали маски на занятиях по миру искусства и художественной деятельности. Например, для драматизации сказки "Заюшкина избушка" мы изготовили маски - ушки Зайца, Лисы, Медведя. а для Петуха еще и бумажный яркий хвост и косу из плотного картона. Во время рисования или склеивания деталей маски или шапочки задавали вопросы, побуждая детей объяснять свои действия, вспоминать героев сказки. Это позволяет поддерживать интерес детей к сказке и желание её показать другим детям.
На четвертом этапе работы мы перешли к активизации театрализованных игр по русским народным сказкам. За осень 2016 года мы подготовили сказку "Заюшкина избушка" и "Гуси - лебеди". Показывали сказки сначала ясельной группе, потом младшей. Наши дети почувствовали себя артистами и актерами. Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были зрителями, а потом и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и кукольный театр би - ба - бо. Ксения стеснялась играть сама, а в кукольном спектакле блистала в главной роли Лисы, интонационно выразительно прогоняла зайца и других героев и испугалась Петуха.
Практически каждый вечер происходят у нас в группе кукольные и драматические спектакли по русским народным сказкам. Дети с удовольствием показали сказки не только детям, но и родителям. В начале ноября организовали театрализованное представление для родителей. они высоко оценили умения своих детей и поддержали желание и дальше знакомится с народными сказками.
В апреле 2016 года нами было проведено итоговое обследование речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой.
Были получены следующие результаты:
1 Увеличилось количество детей с высоким уровнем – до 21%. Дети стали проявлять большее стремление к общению с книгой, инициативны в разговоре, отвечают на вопросы, задают встречные, принимают участие в играх по сказкам, разыгрывают сказки.
2 Количество детей среднего уровня развития увеличилось до 67 % за счёт перехода детей с низкого на средний уровень.
3 Снизился низкий уровень развития детей до 12%. Дети пытаются устанавливать связи в произведении, самостоятельно пересказывать сказки, заинтересовано относятся к играм - драматизациям по русским народным сказкам, принимают в них посильное участие.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Развитию речи детей способствует знакомство со сказкой. Сказка является одним из важных источников развития детской речи.
Сказка способствует :
1 повышению интереса детей к русскому народному творчеству
2 развитию образной и выразительно речи детей;
3 развитию связной речи;
4 воспитанию интереса к русской народной сказке, языковому богатству русского языка.
Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей.