Ольга Ефанова
«Ступеньки здоровья». Обобщение опыта работы по укреплению здоровья детей дошкольного возраста
Ступеньки здоровья
«Если нельзя вырастить ребёнка,
чтобы он совсем не болел, то, во
всяком случае, поддерживать у
него высокий уровень здоровья
вполне возможно».
Н. М. Амосов
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное
и ответственное отношение к своему здоровью, как к общественной ценности.
Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также
состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения,
формируемой в детстве.
Публикация «„Ступеньки здоровья“, Обобщение опыта работы по укреплению здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Здоровье - одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет
быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде,
плавать, играть с ребятами во дворе, и не болеть.
Здоровый образ жизни, к сожалению, не занимает первое место в нашем
обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и
укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать
здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет
более здоровым и развитым не только физически, но и духовно, и
интеллектуально.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом
в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более
интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные
качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном
периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития
физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в
различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает
условия для активного формирования и развития психических функций и
интеллектуальных способностей дошкольника.
Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к
самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения и навыки,
воспитав определенные привычки, однако, необходимо охранять и укреплять
физическое и психическое здоровье дошкольников. Для достижения
поставленной задачи необходимо, чтобы весь образовательный процесс с
дошкольниками строился дифференцированно, с учетом индивидуальных,
возрастных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка.
Ежегодно совместно с инструктором по физической культуре и
медицинским персоналом проводим диагностику уровня здоровья
дошкольников. В процессе диагностики отмечаю, с каким уровнем здоровья
посещают детский сад дети моей группы. Зная уровень физического здоровья,
имею возможность дозировать различные виды двигательной активности.
Утренняя гимнастика, физкультминутки и подвижные игры проходят в виде
игр, танцевально-ритмических движений, гимнастических упражнений,
бодрящих и поднимающих настроение на весь день, но вместе с тем, организую
эмоциональные разрядки и «минутки отдыха». Играю с детьми в игры,
направленные на использование выразительных движений. Дети изучают
различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают
преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, дают возможность
самовыражения. Игры можно проводить для детей, начиная с трехлетнего
возраста, изменяя тему, сложность задач. Например: игра «Путешествие в лес»
(под звуковое сопровождение «Голоса леса» дети произвольно изображают то,
о чем говорит воспитатель) «Мы в лесу. Под ногами мягкий мох. Идем по нему
неслышно, на носочках. Впереди непролазная чаща. Вставайте за мной, пойдем
по узкой тропинке. Не отставайте, идите точно друг за другом. После
сильного ветра повалились деревья, нам придется через них перелезть. Ой, я
обо что-то укололась! Да это же ежик! Покажите, какой он. Ежик побежал
дальше.» Интересно наблюдать, как во время подобных упражнений дети
боятся наступить в «воду», если переходят ручей по камешкам и сразу
зажимают нос пальцами, если «погружаются в море».
Для укрепления зрения использую зрительные ориентиры, таблицы,
которые снимают утомление глаз «Дождик», «Цветы», «Самолёт» и другие.
Часто использую «минутки отдыха» :
- посидим в тишине с закрытыми глазами;
- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
- помечтаем под эту прекрасную музыку.
Подвижные игры чаще провожу на прогулке, они оказывают оздоровительное
воздействие на организм ребенка. Во время игры дети упражняются в самых
разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, бросании и ловле,
улучшают пространственную ориентировку, развивают координацию и
точность движений.
Давно установлено, что упражнения для развития мелкой моторики рук
благотворно влияют не только на развитие речи ребёнка, но и способствуют
укреплению и сохранению его здоровья. В группе создан уголок «Умные
пальчики». В нем находится множество игр, пособий, игрушек по развитию
мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними.
Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаики в уголке
собран и нетрадиционный материал: верёвки капроновые для завязывания
узлов и плетения; кистевые эспандеры — для развития мышечной силы кисти;
прищепки бельевые - для развития координации движений пальцев рук; щетки
для волос, мыльницы типа «травка» - для массажа и самомассажа; клавиатура
от компьютера, кнопочные телефоны — для развития дифференцированных
движений пальцев рук; «сухие бассейны» - емкости, наполненные горохом и
фасолью, игрушками из «киндер-сюрпризов» - для самомассажа кистей;
моталки, веревки с ручками на концах — для выработки координации
вращательных движений.
Для того, чтобы ребенок овладел самыми элементарными умениями
сохранения и укрепления своего здоровья, большое внимание уделяю созданию
развивающей среды, которая постоянно обновляется и пополняется.
Многофункциональная предметно-развивающая среда позволяет решать
конкретные образовательные, оздоровительные задачи, вовлекать детей в
процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их
любознательность, творчество, повышать двигательную активность детей в
течение всего времени пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.
Проявив творчество и изобретательность изготовили из бросового материала
(губки, крышки, фломастеры, веревки, грецкие орехи, пробки, пуговицы и т. д.)
«дорожки здоровья».
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья
детей. Это - регулярные прогулки на свежем воздухе, экскурсии, походы,
солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия,
витаминотерапия, закаливание и т. д.
Огромное влияние на укрепление здоровья детей имеет музыка,
музыкотерапия. Она особенно необходима для гиперактивных детей. Музыка
повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры
ребёнка. В группе есть фонотека с разнообразными произведениями
классической, народной и детской музыки. Использую мелодии в
образовательном процессе, перед сном, игровой деятельности. Колыбельные
песни помогают успокоиться, расслабиться детям, они затихают и быстро
засыпают. Звуки природы «шелеста листьев», «шум моря», «птичий щебет»,
«журчание ручейка» помогают снять у детей мышечное и эмоциональное
напряжение. Под влиянием музыки дети быстро развиваются, лучше
занимаются, становятся более спокойными.
Большой оздоровительный эффект имеет «аромотерапия» - процесс
вдыхания ароматов. Вместе с родителями создали в группе «Фитобар», в
котором собрали различный природный материал: травы, плоды, веточки и
кору различных деревьев. Оздоровительные запахи природы активизируют
биологические процессы в организме ребенка. Запахи ели и сосны — очищают
органы дыхания, повышают тонус. Запах березы - улучшает работу
сердечнососудистой и дыхательной системы.
Рассказываю детям о пользе комнатных растений, приучаю ухаживать за
ними. Объясняю детям, что растения способствуют очищению воздуха, а мы
знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие
заболевания, поэтому в группе много комнатных растений, которые служат не
только украшением интерьера, но и помогают в оздоровлении детей.
Комнатные растения выделяют кислород и повышают влажность воздуха, что
особенно важно во время отопительного сезона. Поэтому все растения
подбираю с учётом благотворного влияния на самочувствие и здоровье детей.
Во время экскурсий и прогулок знакомлю детей с лекарственными
растениями родного края. В процессе беседы, обращаю внимание на то, как
лекарственные растения помогают людям во время болезни, как ими лечатся
животные и птицы. Часто рассматриваем клумбу с лекарственными
растениями, созданную на участке детского сада. С детьми и родителями
создали гербарий «Зелёная аптека».
Любые знания ребенка с легкостью усваиваются в игре, так как игра
является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Дидактические
игры помогают мне закреплять у детей знания о здоровом образе жизни,
формировать правила безопасного поведения на дорогах, при пожаре и опасных
ситуациях. Все эти игры учат контролировать себя и свое поведение,
настроение, закрепляют культурно-гигиенические навыки и заставляют
задуматься о своем здоровье.
Большое значение в формировании здорового образа жизни имеет
положительный пример в поведении взрослых. Работа с родителями носит
профилактическую направленность, посредством совместной деятельности и
организации различных мероприятий пропагандируем здоровый образ жизни.
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так
гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту
вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над
собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно
добиться любых успехов, любых высот.
Литература
Зимонина В. А. Воспитание ребёнка - дошкольника. Расту здоровым.
М. ;ВЛАДОС, 2003
Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж,
2005
Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М. : 2000