Приложение МААМ

Обобщение опыта работы по реализации дополнительной ООП «Волшебный мир сенсорной комнаты»

Анастасия Аксенова
Обобщение опыта работы по реализации дополнительной ООП «Волшебный мир сенсорной комнаты»
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционно-развивающая программа «Волшебный мир сенсорной комнаты» имеет социально-педагогическую направленность. Программа содержит занятия, направленные на расширение познавательной сферы и на коррекцию эмоционально-волевой сферы с нормой в развитии и детей с ОВЗ. Чаще всего именно здесь проявляются наибольшие трудности в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Обобщение опыта работы по реализации дополнительной ООП „Волшебный мир сенсорной комнаты“» размещена в разделах

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.

Такой уголок для уединения или подгрупповой работы с детьми позволяет более эффективно использовать различные методы психокоррекции и психопрофилактики.

При работе в СК я ставлю следующую цель:

расширение жизненного пространства, смена впечатлений и видов детской деятельности, повышение эффективности мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей, снижение их утомляемости и профилактику психоэмоционального напряжения.

Для реализации цели мною решаются задачи:

снижение мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

снижение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка;

формирование культуры межличностных отношений;

развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;

развитие памяти, речи, мышления.

Работа в СК направлена не только на релаксацию и активизацию психической деятельности детей, но и является одним из важнейших средств коррекции и профилактики нарушений.

Техники и технологии применяемые в работе СК, направленны на здоровьесбережение, это психогимнастика, релаксация, дыхательные упражнения в стенах «сенсорной комнаты» принимаются детьми с еще большим воодушевлением.

Занятия в СК строятся по следующей структуре:

Ритуал приветствия.

Разминка (растяжки, упражнения на тренировку дыхания, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, точечный самомассаж). Создается атмосфера доверия в группе, положительный настрой участников на занятие.

В основную часть входят упражнения функциональные, когнитивные коммуникативные. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).

Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, мышечная релаксация).

Рефлексия. Обобщение подведение итогов, обратная связь.

Ритуал прощания.

Перед посещением сенсорной комнаты проводится установочная беседа, которая должна соответствовать возрасту детей, быть легко доступной для понимания.

Занятия проводятся подгруппами 2-4 человека или индивидуально. Детям рассказывается о том, что они пойдут в «волшебную комнату», где есть много сюрпризов, но волшебник откроет их нам только после того, как мы выполним его задания.

В начале каждого занятия дети приветствуют друг друга и проходят по «Тактильной дорожке «Супер»», где активизируют свои ощущения и получают заряд бодрости на всё занятие.

С предлагаемой текстурой волшебной дорожки дети знакомятся дважды: сначала проходя по панно босиком, затем ощупывая его руками. Для занятий с перевозбужденными и агрессивными детьми, в первую очередь выкладываются дощечка с более мягким наполнителем, только потом все остальное чтобы успокоить, и снять напряжение, а для застенчивых и тихих, наоборот, для стимуляции их эмоционального состояния кладем колючие и бугристые, а в конце – более мягкие.

Затем дети проходят через «Сухой душ».

Цветные светящиеся ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Основанием сухого душа служит безопасное пластиковое зеркало. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве.

Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира. Тут можно посмотреть в зеркало и улыбнуться себе, и хорошее настроение сохранится на долго.

В зависимости от задач и возраста детей я использую разные приемы и методы работы с оборудованием в интерактивной среде СК.

Тревожным детям при первом посещении СК дается возможность исследовать ее и удостовериться в ее безопасности при освещении и ввожу последовательно максимум три стимула в зависимости от целей занятия.

Длительность занятия зависит от возрастных и индивидуальных особенностей.

Для возбудимых детей длительность занятий сокращается, снижается нагрузка на сенсорику, исключаются элементы активной стимуляции, например, зеркальный шар, который создает эффект «метели» солнечных зайчиков, включается не более 2 минут.

Такой светоэффект требует определенных изменений в пространственной ориентировке, во время упражнений. Он стимулирует зрительное восприятие, развивает воображение, концентрирует внимание на движущихся бликах, которых бесконечное множество. В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся дети, и они сидя на мягком пуфике представляют, «Полет на небо», а блики это падающий снег, или мелькание «солнечных зайчиков», которые ловят дети.

Модуль «Солнышко» состоящий из светящихся нитей предназначен для стимуляции зрения и тактильных ощущений, создания сенсорных впечатлений, уютной атмосферы. С помощью этого модуля я провожу упражнения на расслабление кистей рук, лица, шеи, используя такие упражнения как «Водичка-водичка». Так же такие нити способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, не меняя тактильных ощущений, но обостряя их.

Настенное панно «Звездное небо» развивает речь и концентрирует внимание детей, с помощью игры «Что изменилось?», «Чего не стало».

Дети любят придумывать космические истории, и играть в космонавтов. Так же мы играем в космонавтов лежа на покрытии, дети считают мерцающие звезды, будто бы дотрагиваются руками до звезд, выбирают любимую звезду, загадывают желания. Это помогает детям раскрыться, и на вербальном уровне поделиться своими переживаниями. Панно так же используется на занятиях для формирования представлений об окружающим макропространстве (космос, звезды).

Для релаксации я применяю, кресло - это удобное сидение, которое служит идеальной опорой для сидящего ребенка. Сидя на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела.

Детский зеркальный уголок с пузырьковыми колонами, визуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колоны, позволяет детям удобно расположиться рядом и ощутить тактильно и зрительно ее благотворное влияние. Успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой. Зеркальный уголок с пузырьковыми колонами чаще всего использую для активизации эмоционального мира детей «Улыбнись рыбке», «Найди такую же?», «Кто в зеркале?», «Назови рыбку?», Что бывает таким цветом?».

С помощью пузырьковых колон можно использовать упражнения для глаз (по методике В. Ф. Базарнова).

Также в своей работе использую «Сухой бассейн».

Сухой бассейн – это неотъемлемый элемент для сенсорных и детских комнат. Применяю сухой бассейн для релаксации. Он полезен абсолютно для всех. Сухой бассейн – идеальное приспособление для игры с детьми, которые не умеют плавать. Легкие шарики удерживают ребенка на поверхности, создавая ощущение невесомости. Разноцветными шариками обеспечивают необычные зрительные и тактильные ощущения.

Тело в бассейне все время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает возможность почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию.

Такое воздействие способствует снижение уровня психоэмоционального напряжения и коррекция уровня тревожности.

Используемые игровые задания: «Танец рыбок» в сухом бассейне.

Лжа в бассейне, можно принять комфортную позу. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, дат возможность лучше почувствовать сво тело и создат мягкий массажный эффект. В бассейне можно перемещаться или менять позу не опасаясь упасть, удариться. Передвижение в подвижных шариках создат прекрасные условия для развития координации движения в пространстве. Игры в бассейне эмоционально окрашены. Играя, можно растратить энергию, а затем откинуться на спину и расслабиться.

Релаксация «Отдых на море».

Так же используются элементы из бассейна- шарики, которые я применяю для проведения самомассажа.

Провожу игровые задания «Клоуны».

Занятие проводится с панно «Бесконечность». В комплект входит пластмассовая рамка со специальными желобками внутри, по которым катится шарик. Ребнку надо вовремя соединить концы рамки, чтобы не уронить шарик. Эта игра развивает координацию движения и скорость реакции.

Так же в рамках работы в сенсорной комнате мною используется песочная терапия, по средствам применения Светового стола.

Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных историй. Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые сюжеты. Дети с огромным энтузиазмом овладевают хитрыми премудростями метода. Они с удовольствием показывают свои песочные картины родителям и приглашают их к совместному творчеству.

В работе применяю технику «Рисование двумя руками», что свойственно природе человека. Руки чувствуют форму, как при лепке. Рисование двумя руками развивают оба полушария мозга.

Руки расслаблены, а не зажаты в кулак, как при карандаше. Море тактильных ощущений + включается двигательная память + впечатление от светящегося столика+ музыкальной сопровождение - гармонично действует на ребенка и задействуют все органы (слышу, вижу, осязаю).

Создание песочной истории не только в уме, но и руками — как никогда лучше развивает речь.

Таким образом, занятия проведенные в сенсорной комнате позволяют создавать эмоциональную сенсорно насыщенную среду, выполняя задачи:

профилактику эмоциональных нагрузок;

согласование движений частей тела при восприятии звука, ритма и цвета;

снятие чувства тревоги с переключением;

создание положительных эмоций;

преодоление агрессивного состояния и избавление от страхов;

у детей развитие взаимодействия друг с другом;

у детей улучшение внимания и памяти, развитие оригинального мышления.

Каждое занятие включает в себя игры с применением сенсорного оборудования : специальных панно, дорожек, визуально оптических приборов. Важным преимуществом сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение – через рассматривание и описание фантастических узоров, и снижать эмоциональную напряжённость через релаксацию. Занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно – моторной координации.

В результате таких занятий сенсорный опыт детей обогащается, они учатся правильно выражать эмоции восхищения, удовлетворения, в связи, с чем пропадают некоторые движения стереотипического характера, имеющие причины аутостимуляцию (ковыряние в носу, раскачивание).

В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития сенсорного и познавательного восприятия ребёнка, позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы. После обязательного проведения курса таких занятий можно переходить к занятиям по развитию отдельных познавательных процессов.

Подводя итог, представленный опыт по использованию оборудования сенсорной комнаты позволяет говорить о том, что сенсорные ощущения при исследовании ребенком такой комнаты восстанавливают его внутреннее равновесие, убирают негатив. Новые навыки самообладания и избавление от агрессивности достигаются ощущением волшебного мира такой комнаты, особенно при общем влиянии музыки света. Побывав однажды в сенсорной комнате, хочется возвращаться туда снова и снова.

Публикации по теме:

«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт «Мы – моряки!» - обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта "Морское путешествие" и фотоотчёт.

«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами очень важным событием. Я держу в руках сборник сценариев "Духовно нравственное воспитание дошкольников.

Консультация и видео «Обобщение опыта работы по реализации муниципального сетевого проекта «Читаем вместе»Консультация и видео «Обобщение опыта работы по реализации муниципального сетевого проекта «Читаем вместе» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу вам представить свой опыт работы в ходе реализации муниципального проекта «Читаем вместе» во 2 младшей.

Мастер-класс по изготовлению оформления для сенсорной комнаты «Смайлики»Мастер-класс по изготовлению оформления для сенсорной комнаты «Смайлики» Детям разного возраста очень нравятся смайлики. Они круглой формы, их легко может держать руке. Дети младшего возраста любят играть с ними.

Обобщение опыта «Мой персональный сайт»Обобщение опыта «Мой персональный сайт» Здравствуйте, меня зовут, Абдулова Джюме Сиражутдиновна. Я работаю воспитателем в МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского.

Обобщение опыта на курсах повышения квалификации .

Обобщение опыта работы по ПДД в ДОООбобщение опыта работы по ПДД в ДОО Сегодня присутствовала на заседании круглого стола "Работа по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма" регионального значения.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Обобщение опыта воспитателя «Экологический мониторинг» Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом организации детской деятельности по формированию основ бережного.

Организация работы с детьми по дополнительной программе экологической направленности Экологическое воспитание это систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по реализации дополнительной ООП «Волшебный мир сенсорной комнаты»
Опубликовано: 20 ноября 2020 в 16:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы по реализации дополнительной ООП «Волшебный мир сенсорной комнаты»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Аксенова (УИ 925566) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД