Ирина Стасилович
Обобщение опыта воспитателя «Экологический мониторинг»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги.
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом организации детской деятельности по формированию основ бережного отношения детей к природе в рамках участия в краевой акции «Экологический мониторинг».
В период с декабря 2019 года по февраль 2020 года проводилась краевая акция «Экологический мониторинг», о которой мы узнали из информационного письма районного методического кабинета «Об организации муниципального этапа краевой акции «Экологический мониторинг». Эта форма работы меня заинтересовала потому, что в процессе мониторинга дети получают экологическое воспитание – неотъемлемую часть образовательного процесса, который способствует развитию внимания, мышления, речи, нравственному воспитанию и становлению ребенка, как личности. Дети овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения к ней.
Публикация «Обобщение опыта воспитателя „Экологический мониторинг“» размещена в разделах
- Мониторинг
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Для участия в акции «Экологический мониторинг» мною была организована группа под названием «Пчелки спешат на помощь», в которой принимали участие дети средней группы. Цель: организация работы временного детского коллектива «Пчелки спешат на помощь» как возможность актуализировать деятельность детей и взрослых в решении экологических проблем посредством практического участия в мониторинговых работах по месту проживания.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
1. Проанализировать ситуацию с проблемой загрязненности территории детского сада и прилегающей к нему территории;
2. Организовать мероприятия, способствующие формированию у воспитанников экологической культуры, нравственной и личной ответственности за экологическое состояние окружающей среды своего села;
3. Развивать способность видеть проблему и искать способы ее решения для улучшения и поддержания благоприятной экологической обстановки в выделенном объекте наблюдения;
4. Освоение доступных способов изучения природы;
5. Воспитывать у детей потребность содержать территорию группового участка, детского сада в чистоте;
6. Формировать у детей осознание значимости своей практической природоохранной деятельности и убеждения в том, что мусору место на свалке, а не на улицах и задворках;
Девиз наш был «Смотрим, наблюдаем, спасаем, помогаем!». Был разработан план работы акции, в процессе всего периода проведения акции вела дневник наблюдения.
В течение трех месяцев наша группа наблюдала за выбранным участком (экологическим объектом, расположенным в непосредственной близости к игровому участку - за ограждением территории детского сада. При первичном посещении экологического объекта мы увидели, что эта территория достаточно загрязнена (сломанные ветки, камни, упаковки и т. п.). Вместе мы задумались, каким образом мусор оказался на этом участке? Дети, из личного опыта и наблюдений, уже убедительно смогли сказать, что сломанные ветки появились после сильного ветра. Также ветер приносит бумажный мусор, пакеты и разные упаковки. Но не только ветер разносчик мусора. Особо был выделен тот факт, что причиной появления пластиковых и стеклянных бутылок, битого кирпича, шифера и другого мусора является человеческий фактор. Зачастую, жители села, проходя мимо, бросают пустые бутылки, фантики, пакеты, так как неподалеку находится продуктовый магазин. Также выходя из магазина, люди бросают мусор мимо урны на землю, и ветром мусор заносит на наш объект.
Тогда мы вместе задумались о том, а что мы можем сделать, чтобы помочь природе? Дети предположили, что необходимо всем рассказывать, что нельзя бросать мусор «где попало», нужно учить людей убирать за собой мусор. Мы решили оформить стенгазету для родителей на тему: «Берегите природу», где разместили рисунки детей о том, как люди должны беречь природу
Мы с детьми решили, что должны стать примером для взрослых, детей и провели субботник на выбранном нами объекте
Все последующие посещения объекта проводились с выполнением определенных заданий. Идя по маршруту к объекту дети были активны: наблюдали, были внимательны, по пути убирали мусор: бумажки, мусорные пакеты, пластмассовые бутылки и другой мусор. Так же ребята «лечили» деревья, убирали сломанные ветки.
С участием родителей была проведена акция «Подари дерево в детский сад». Родители вместе с детьми посадили саженец ёлочки и наша группа «пчелок» стала активным защитником зеленого друга.
Также в период «Экологического мониторинга» с целью выявления отношения к экологическим проблемам села и готовности принять посильное участие по благоустройству проведен опрос среди родителей воспитанников детского сада. В частности, выяснили, что 60% родителей предпочитают активный образ жизни с выходом на природу. Они вместе с детьми посещают по выходным парк, побережье реки. Как правило, организуют пикник на природе, преимущественно пользуются одноразовой посудой. Почти все родители ответили, что они убирают за собой пищевые отходы и другой мусор, забирают с собой, оставляют его в специально оборудованных местах или закапывают.
Но как научить, приучить тех, других, взрослых и детей, которые загрязняют природу, как убедить их не делать это? Мы оформили листовки «Хорошие поступки по отношению к природе» с призывами о том, чтобы люди не оставляли после себя мусор и раздавали эти листовки родителям воспитанников детского сада.
Еще одним важным мероприятием, как поиск новых форм экологического просвещения, стал детский флешмоб «Дети против загрязнения природы». Воспитанники детского сада читали стихи на экологическую тематику прохожим о том, как плохо нашей Земле под горами мусора, и как она просит ей помочь. Проходящие мимо взрослые, останавливались, с удивлением и улыбкой слушали ребят и после говорили, что обязательно прислушаются к их призыву.
В целях поддержки и развития интереса у воспитанников к экологическим мониторинговым исследованиям, формирование понимания значимости их практической деятельности в улучшении состояния природных объектов был организован просмотр видео фильмов и презентаций о том, как беречь природу
Выводы
1. Воспитанники и родители были вовлечены в практическую деятельность по изучению и оценке состояния окружающей среды своей местности.
2. У детей формировались основы экологического, нравственного и личностного отношения к природе и труду человека.
3. Сформированы практические умения и первый опыт решения экологических проблем, проявления гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и готовность улучшить ее.
Участие в акции дало мне новые знания, стимул к дальнейшей работе в воспитании культуры поведения детей на улице, в общественных местах. Придало мне сил и уверенности в том, что мои воспитанники вырастут достойными гражданами своей страны, будут любить, беречь, приумножать свою малую родину, место, где они родились и живут.