Анна Казакова
Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать
Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста
Воспитатель: Казакова Анна Валерьевна
В связи с выходом федеральных государственных требований к структуре Основной образовательной программы дошкольного образования, метод проекта приобретает особую актуальность, так как данный метод рассматривается как один из вариантов интеграции. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Публикация «Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Слово «проект» стремительно вошло в жизнь нашего детского сада. Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и его можно использовать в детских садах любого типа, в любой возрастной группе. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Изучив методическую литературу, активно участвуя в работе методических семинаров и педсоветов, я убедились в эффективности использования метода проектов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Основной целью проектного метода является : Развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
– подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности;
– обучить умениям и навыкам исследовательского поиска;
– создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;
– способствовать практическому применению имеющихся у детей знаний и умений.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс её раскрытия, решения, что включает чё ткое планирование действий: составление паспорта проекта и разработка основных этапов проекта.
Поставленные задачи реализую благодаря различным приемам:
- познавательные беседы, для ознакомления детей с новым материалом.
- задаю вопросы проблемного и исследовательского характера, с целью развития мышления, рассуждения. Умения высказывать свои мысли, делать выводы и вести наблюдение.
- использую различные игры (словесные, дидактические, подвижные и т. д)с целью закрепления полученных знаний.
- экскурсии и целевые прогулки для обобщения знаний об окружающем.
- ИКТ для обобщения полученных знаний.
- работа с семьей, как с участником проекта с целью привлечения к совместной деятельности.
1 этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов. Так на первом этапе работы над проектом проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении, формами работы могут быть чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам.
2 этап. Основной.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами (определение поисковой и исследовательской деятельности). На втором этапе дети старшего возраста исследуют, экспериментируют, конструируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления я предлагаю детям решение проблемных ситуаций, головоломок, развивая тем самым пытливость ума. Среда вокруг ребёнка должна быть незаконченной, незавершённой. Необходимо, создание такой ситуации, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. На втором этапе с детьми старшего возраста использую следующие формы работы : экспериментирование, создание коллекций, альбомов, организация и проведение экскурсий, выставок и т. д.
3 этап. Заключительный.
Обобщение результатов работы в самой различной форме.
Как задачи, так и уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей. Работой над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта : итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
За 2020-2021 года (средняя группа) в работе с детьми я реализовала следующие проекты :
- Насекомые
- Космос и мы
- ПДД «Маленький пешеход»
- Вода
- Зимующие птицы
- «Мы разные, но мы вместе»
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Для работы с семьей использую следующие формы:
- экскурсии для детей с участием родителей,
- тематические выставки работ,
- фотовыставки,
- конкурсы,
- мастер-классы,
- беседы,
- консультации.
Исходя из вышеизложенного, метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду. Мы работаем по программе «От рождения до школы». Данная программа предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы проектов сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.
Работая по методу проектной технологии могу сделать вывод, что применение проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует повышению профессионально-личностной компетентности; Наблюдая за детьми в ходе познавательной деятельности, в процессе наблюдений на прогулке, игровой деятельности для себя отметила, что дети стали больше задавать познавательных вопросов. Проект позволяет решать задачи развития творческих возможностей детей, они учатся самостоятельно обобщать (проанализировать) свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач.
Планируя свою работу по проектной деятельности, полезными были статьи следующих авторов:
- Морозова. Л. Д. Что такое «детское проектирование» / Л. Д. Морозова // Ребёнок в детском саду. – 2009. - №5. – С. 9 – 11.
- Трусова Т. А. Проектная деятельность с использованием регионального материала. / Т. А. Трусова // Детский сад. Всё для воспитателя. -2012г. - №3. – с. 7 – 9.