Людмила Михайловна Платоненко
Обобщение опыта работы педагогов «Организация речевого развития детей в МБДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и обобщила: заместитель заведующего Платоненко Людмила Михайловна
Вопросы речевого развития дошкольников являются приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения. Данное направление выбрано в связи с актуальностью проблемы развития речи на современном этапе, т. к. полноценное и своевременное овладение речью является одним из важнейших условий формирования личности, повышения познавательной активности и социальной компетентности. Эта проблема особенно остро встает в последние годы, когда в обществе наблюдается резкое падение речевой и письменной культуры, увеличилось количество дошкольников с речевыми нарушениями, возросло количество детей, имеющих низкий уровень развития речи при поступлении в школу.
Публикация «Обобщение опыта работы педагогов „Организация речевого развития детей в МБДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В настоящее время в речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос о создании оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы в годовой план воспитательно-образовательной работы ДОУ была включена задача речевого развития дошкольников. Решение поставленной задачи мы осуществляли через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.
В процессе организации работы по речевому развитию детей мы используем следующие подходы:
1. Комплексный подход к развитию речи, обеспечивающий:
– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;
– развитие связной диалогической и монологической речи;
– обогащение и уточнение словаря;
– развитие грамматического строя речи;
– развитие речевого аппарата, звукопроизношения;
– развитие мелкой моторики.
2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.
3. Развитие речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.
Работа по данному направлению построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.
Создавая условия для полноценного развития речи детей, мы предусматриваем:
• создание речевой развивающей предметно-пространственной среды;
• целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности при тесном сотрудничестве с родителями;
• повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
• изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства.
Важное место в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста занимает эффективная организация речевой развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Речевая развивающая предметно - пространственная среда нашего ДОУ включает в себя:
• центр речевого развития;
• центр «Здравствуй, книжка!»;
• центр театрализованной деятельности;
• центр сюжетно-ролевых игр;
• центр сенсорного развития.
К содержанию данных центров разработаны определенные требования. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и НОД: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно – ролевые игры. Развивающую речевую среду каждой возрастной группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в речевом развитии детей.
Организацию воспитательно - образовательной работы по развитию речи в ДОУ осуществляем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Используем разнообразные формы работы в течение дня: непосредственно образовательную деятельность, беседы, словесные, дидактические игры, индивидуальную работу, элементы театрализованной деятельности. Широко применяем при организации режимных моментов художественное слово. Предлагаем детям для самостоятельного рассматривания предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи.
В ходе НОД большое внимание уделяем развитию словаря. Проводим систематическую работу по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как во время НОД, так и в режимных моментах. В ходе образовательной деятельности создаем проблемные ситуации. Обращаем внимание на качество ответов детей, исправляем грамматические неточности. Все это создает благоприятную среду для развития речи детей.
С целью повышения компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей проведен ряд мероприятий:
1. Семинар-практикум «Мнемотехника в работе с детьми по развитию связной речи».
2. Консультация «Речевое развитие детей в соответствии с ФГОС ДО».
3. Консультация «Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста».
4. Консультация «Развитие речи у дошкольников на основе сказок».
5. Консультация «Организация досуговой деятельности детей дошкольного возраста».
6. Консультация «Методика заучивания стихотворений».
7. Консультация «Влияние взрослого на речевое развитие ребенка».
8. Оформление картотек по развитию речи.
9. Разработка проектов по речевому развитию.
10. Смотр - конкурс «Лучшее дидактическое пособие по развитию связной речи детей» (уровень Учреждения).
11. Смотр-конкурс ««Театр своими руками» (уровень Учреждения).
12. Открытый показ НОД по речевому развитию детей.
13. Изготовление дидактических игр и пособий по развитию связной речи детей.
14. Тематический контроль «Развитие связной речи детей в различных видах детской деятельности».
16. Педсовет «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Необходимым условием для создания единого речевого пространства в ДОУ является изучение состояния речевого развития дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями мониторинга. По результатам мониторинга было выявлено, что большинство воспитанников владеют словарем в соответствии с возрастом (понимают значение слов; умеют подбирать признаки, качества и действия к назначению предметов, понимают простейшие обобщающие слова и т. д.); умеют правильно согласовывать в роде, числе, ориентируясь на окончание; умеют описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки. Также были выявлены недостатки по результатам мониторинга. Следует уделить внимание фонетической стороне речи, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Работая по проблеме речевого развития детей для родителей:
• Оформлены информационные стенды в группах ДОУ.
• Проведены консультации по темам: «Как развивать связную речь ребенка четвертого года жизни», «Учим стихи», «Ребенок и книга», «Роль семьи в воспитании речи детей», «Развиваем речь, играя».
• Разработаны картотеки игр по развитию речи, картотеки пальчиковых игр.
• Проведены индивидуальные беседы по итогам мониторинга речевого развития детей.
Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике
Данный опыт рекомендуется для массовой педагогической практики педагогам образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что:
1. Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей.
2. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
3. Качество работы зависит от слаженности всех субъектов образовательного процесса «воспитанник-педагог-родитель».
Мы считаем, в нашем ДОУ созданы необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников. Но, несмотря на это, мы продолжаем работу по формированию и развитию речи детей.
Литература
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2000.
2. Примерная программа от рождения до школы по ФГОС. Под ред. М. А. Васильевой, Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой — М. : Мозаика-Синтез, 2014.
3. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду /Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С. 32 – 34.
4. Родионова О. Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении. - М., 2000.
5. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М. : Линка-Пресс, 2004.