Вера Лесных
Через игру-к совершенству. (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка - верное средство от безделья, приводящего к вялости, безучастности поведения.
Мир игр - особый, в нем все проще, гораздо ближе и доступнее, чем в настоящем, любой замысел можно привести в исполнение, особенно если рядом сверстники. Игра помогает детям почувствовать себя сильными, ловкими, умными, большими.
Публикация «Через игру-к совершенству, (из опыта работы)» размещена в разделах
Вместе с тем, игра - очень серьёзное дело. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи, т. е. тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
В своей работе с детьми я большое значение уделяю дидактическим играм,, сюжетно-ролевым играм, словесным играм.
В ходе развернутой сюжетно-ролевой игры дошкольники обнаруживают способность решать поставленные задачи не только путем действий с игрушками, но и путем логических, аргументированных рассуждений. Поэтому умственное развитие ребенка в игре тесно связано с той "психикой" ума, которую они получают вне игры.
Дидактические игры я использую как на занятии, так и вне игры. Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Особенно эффективны эти игры, я считаю, на занятиях по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, математики. При организации игры особое внимание обращаю на присутствие в занятиях элементов занимательности, поиска сюрпризности, отгадывания и т. п.
Я не буду подробно рассказывать, как играть в каждую из дидактических игр, в этом нет необходимости, т. к. имеется достаточное количество специальной литературы, отмечу только, что дидактическая игрушка может значительно обогатить представления, знания, речь ребенка. Я стараюсь в дидактических играх соблюдать постепенность, последовательность в обучении, учитывая, конечно, возрастные особенности.
При обучении более старших детей использую упражнения с дидактическими материалами а при обучении детей младшего возраста - с дидактическими игрушками : матрешками, грибками, пирамидками и т. п. Играя, например, с малышами 3 лет, расставляю перед ними матрешек, одна другой меньше. На большой матрешке - красный платочек, на той, что поменьше - синий платочек, на следующей матрешке - зеленый платочек, на самой маленькой - жёлтый. Малыши повторяют за мной название цвета платочков. Когда я вижу, что ребенок усвоил цвета, говорю: "Закрой глаза". И в это время прячу одну из матрешек. Спрашиваю, какая из матрешек убежала? А какой на ней был платочек? Малыш напрягает память, внимание, вспоминает и радуется, если ответил правильно. В следующий раз я уже перед ребенком ставлю задачу запомнить, какого роста была матрешка, какого цвета части её одежды, где она стояла. В процессе этой игры у ребенка развиваются: внимание, память, способность к умственному напряжению.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста уже могут и сами загадывать, какое кольцо пирамидки убрали, каким оно было по счету, цвету, где находилось.
Т. е., одна и та же игрушка может служить детям разного возраста, только задачи игры разные.
Дидактическая задача стоит и во многих настольно-печатных играх. Лото, домино, парные картинки, игры- "квартеты" помогают ребенку учиться считать, производить простейшую классификацию предметов, сопоставлять предметы по тождеству и сходству и т. д.
Игры типа "лото" полезны, с одной стороны, тем, что знакомят детей с различными сторонами жизни, с разнообразной деятельностью детей, а другой стороны - тем, что, играя, дети приучаются быстро читать цифры, отсчитывать нужное количество клеток, прибавлять к сумме очков выпавшее число.
Для развития речи детей я использую словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр переносится и в самостоятельную сюжетную игру. Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, дейсвтия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению оного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.
Физиологи (М. М. Кольцова и др.) рекомендуют тренировать пальцы рук в целях развития речевых зон мозга. Учитывая эти рекомендации, я очень часто использую пальчиковые игры.
Очень люблю с детьми играть с буквами, словами. Эти игры помогают развить речь, внимание, творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества ребенка. Эти игры помогают почувствовать красоту и звучность родного слова, полюбить его, проникнуть в его внутренний мир, научиться говорить много и понятно.