МААМ-картинки

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора

Наталья Федотова
Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение опыта работы

музыкального руководителя Федотовой Натальи Васильевны

на тему:

«Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами

музыкального фольклора»

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности на музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. А ФГОС ставит перед нами задачу воспитания дошкольника, который проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, стремится двигаться под музыку, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. Именно это и послужило выбору темы моего опыта: "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора".

Темочки:

В настоящее время в обществе просматривается "дефицит нравственности" наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры. Решаю эту проблему с помощью формирование музыкальной культуры детей на основе лучших образцов народной музыки.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, который несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью можно легко устанавливать с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, он способствует пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, как источнику развития народной культуры.

Давно заметила необычайный интерес детей к русскому творчеству, сама очень люблю русскую народную музыку, песню. Поэтому думаю, что через знакомство с фольклором прививается любовь к русскому искусству и с его помощью развиваются музыкальные способности детей. Именно такую цель я поставила перед собой.

Работая в течение нескольких лет над этой темой, реализую следующие задачи:

- формировать основы музыкальной культуры;

- развивать активное восприятие музыки посредством фольклора

- развивать музыкальные способности : чувство ритма, чувство лада, музыкального слуха.

-формировать уважение традиций и любовь к родной земле,

- активизировать словарь детей посредством фольклора;-побуждать к активной самостоятельной деятельности в играх, хороводах-развивать самостоятельность, инициативу.

Новизна опыта: усовершенствование и комбинирование отечественных традиций, использование эффективных новых методов и приёмов, с целью повышения уровня творческого, эстетического и интеллектуального развития детей.

Определила систему работы по теме:

разработка творческого плана, разработка конспектов занятий, праздников, картотеки народных игр, потешек, загадок, песен.

В творческом плане определила основные направления работы:

- конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы;

- расширить представление детей о русских народных традициях;

- знакомить с малыми стихотворными формами – потешками, закличками, прибаутками, дразнилками, скороговорками, играми, танцами, песнями, праздниками.

Народные музыкальные произведения в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомлю детей с музыкальным фольклором на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, во время народных праздниках, проводимых с детьми.

Знакомство с фольклором вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги.

Наиболее распространённое и доступное средство - песня. Народная песня, является основой русской музыкальной культуры в жизни ребёнка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы – характерные черты русского песенного народного творчества. Самые простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами.

Именно русская песня - это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют русские народные песни «Ой вставала я ранешенько», «Аннушка», «Где был Иванушка?» «Русская Матрёшка», «Страдания» и много- много других. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.

Работая над песней, обращаю внимание на манеру исполнения роли девушек и парней.

Большое внимание уделяю дикции. Объяснятю детям, как правильно пропевать окончания слов, особенно на слог «ся» ( таких слов очень много в русских народных песнях: «умывалася», «собиралася»). В работе с детьми над внятным и правильным произношением слов помогут русские народные скороговорки, например: «Бык-тупогуб, тупогубенький бычок», «Шесть мышат в камыше шуршат».

Работая над ритмическим рисунком песни, использую хлопки, шлепки, притопы в ритме песни, шумовые музыкальные инструменты (бубны, ложки, палочки, кубики).На основе имеющихся у детей музыкально-двигательных навыков разучиваю с ними русские пляски.

Обучая детей русской народной пляске, я ставлю задачу познакомить их с характером движений, которым присущи веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью. Работая над характерной осанкой для русской пляски, учу детей держаться прямо, с приподнятой головой.

Учу ребят характерному для русской пляски положению рук: стоя с опущенными вдоль корпуса руками, дети сжимают кисти в кулаки, поднимают руки в стороны, сгибая их в локтях, и ставят кулаки на пояс.

Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Учитывая, что характерные для русской мелодии натуральный мажор и натуральный минор, их переливчатость и переменность доступны слуху ребенка. Поэтому я широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок. Ее богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость. Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету.

Свою работу по музыкальному фольклору я строю по следующим принципам:

- подбор песенного фольклорного материала в соответствии с возрастными возможностями детей, активное включение детей в разнообразные творческие деятельности.

- принцип индивидуального подхода к детям, учёта их индивидуальных предпочтений. склонностей, интересов.

На занятиях использую иллюстрации и репродукции, игровые атрибуты. Провожу музыкально-дидактические игры для развития тембрового слуха, для развития звуковысотного слуха, для развития чувства ритма.

Активно использую современные образовательные технологии:

здоровьесберегающие технологии, игровые, ИКТ, проектную деятельность. Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики.

Но неизгладимое впечатление оказывают на детей - праздники. Уже стало традицией проведение праздников на фольклорном материале, такие как «Кузьминки». «Ярмарка», «Мссленица» «Разноцветное лето», «Пасха». Сценарии составляла сама, пользовалась методической литературой, использовала интернет ресурсы, танцевальные сюжеты так же додумывали в процессе работы над танцами. Детям очень нравится исполнять роли в народных играх. Они раскрываются, когда играют ту или иную роль. На праздниках использую сюрпризные моменты, характерные для русской ярмарки. Во время исконно русского праздника «Пасха», дети познакомились с народными обычаями, обрядами русского народа, хороводами, участвовали в аттракционах «Кто быстрее перенесет яйцо в ложке», «Силачи», исполняли традиционные пасхальные песни «К нам Пасха пришла», русские песни.

За неделю до праздника «Масленица» я начинаю знакомить детей с названиями дней масленичной недели, рассказываю, какое значение придавалось обрядам и играм в эти дни. Праздник проходит и в музыкальном зале и территории детского сада. Дети участвуют в играх, водят хороводы, исполняют русские народные песни, частушки, читают стихи, отгадывают загадки. Обяззательно угощение блинами и сжигание масленицы. Праздник полон искрометного веселья, неподдельной детской радости. Таким образом, все праздники проводятся на основе фольклорного материала. Впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет.

Совместно с воспитателями я участвовала в проекной деятельности : «Ах – картошка», «Осенины на Руси».

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, повысился интерес к музыке, русской культуре. Ребята лучше, чем раньше, поют, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованными.

Уже на протяжении 6 лет я руковожу кружком «Танцевальная мозаика», где мы с детьми изучаем танцевальные движения, музыкальные игры, музыкальные импровизации, в том числе и на фольклорном материале, Взаимодействие с семьей провожу по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада: проводила праздники совместно с родителями; привлекаю родителей к исполнению ролей, изготовлению костюмов и атрибутов для развлечений и праздников.

Активно участвую в конкурсах и добиваюсь хороших результатов.

В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: применение в образовательной деятельности народного фольклора способствует не только развитию музыкальных способностей детей, но и формированию у подрастающего поколения социально - нравственных качеств, а также приобщению ребят к культуре и традициям своего народа.

Мой опыт работы показывает, что детский сад может сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков. От меня, как музыкального руководителя, требуется не только дать знания, но и развивать творческие возможности дошкольников, поэтому я стараюсь разнообразить репертуар, используя народный фольклор.

В перспективе намерена продолжить работу кружка, принимать участие в дистанционных конкурсах; реализовать образовательные проекты с детьми по приобщению к фольклору и русской культуре. Возрождение обычаев и традиций невозможно без реставрации прежних моральных устоев. Каждый наш день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и стараюсь донести до своих воспитанников.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора
Опубликовано: 3 февраля 2022 в 17:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Федотова (УИ 779019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД