Наталья Федотова
Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы
музыкального руководителя Федотовой Натальи Васильевны
на тему:
«Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами
музыкального фольклора»
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности на музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. А ФГОС ставит перед нами задачу воспитания дошкольника, который проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, стремится двигаться под музыку, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. Именно это и послужило выбору темы моего опыта: "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора".
Темочки:
- Музыкальное развитие
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время в обществе просматривается "дефицит нравственности" наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры. Решаю эту проблему с помощью формирование музыкальной культуры детей на основе лучших образцов народной музыки.
Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, который несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью можно легко устанавливать с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, он способствует пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, как источнику развития народной культуры.
Давно заметила необычайный интерес детей к русскому творчеству, сама очень люблю русскую народную музыку, песню. Поэтому думаю, что через знакомство с фольклором прививается любовь к русскому искусству и с его помощью развиваются музыкальные способности детей. Именно такую цель я поставила перед собой.
Работая в течение нескольких лет над этой темой, реализую следующие задачи:
- формировать основы музыкальной культуры;
- развивать активное восприятие музыки посредством фольклора
- развивать музыкальные способности : чувство ритма, чувство лада, музыкального слуха.
-формировать уважение традиций и любовь к родной земле,
- активизировать словарь детей посредством фольклора;-побуждать к активной самостоятельной деятельности в играх, хороводах-развивать самостоятельность, инициативу.
Новизна опыта: усовершенствование и комбинирование отечественных традиций, использование эффективных новых методов и приёмов, с целью повышения уровня творческого, эстетического и интеллектуального развития детей.
Определила систему работы по теме:
разработка творческого плана, разработка конспектов занятий, праздников, картотеки народных игр, потешек, загадок, песен.
В творческом плане определила основные направления работы:
- конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы;
- расширить представление детей о русских народных традициях;
- знакомить с малыми стихотворными формами – потешками, закличками, прибаутками, дразнилками, скороговорками, играми, танцами, песнями, праздниками.
Народные музыкальные произведения в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомлю детей с музыкальным фольклором на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, во время народных праздниках, проводимых с детьми.
Знакомство с фольклором вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги.
Наиболее распространённое и доступное средство - песня. Народная песня, является основой русской музыкальной культуры в жизни ребёнка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы – характерные черты русского песенного народного творчества. Самые простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами.
Именно русская песня - это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют русские народные песни «Ой вставала я ранешенько», «Аннушка», «Где был Иванушка?» «Русская Матрёшка», «Страдания» и много- много других. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.
Работая над песней, обращаю внимание на манеру исполнения роли девушек и парней.
Большое внимание уделяю дикции. Объяснятю детям, как правильно пропевать окончания слов, особенно на слог «ся» ( таких слов очень много в русских народных песнях: «умывалася», «собиралася»). В работе с детьми над внятным и правильным произношением слов помогут русские народные скороговорки, например: «Бык-тупогуб, тупогубенький бычок», «Шесть мышат в камыше шуршат».
Работая над ритмическим рисунком песни, использую хлопки, шлепки, притопы в ритме песни, шумовые музыкальные инструменты (бубны, ложки, палочки, кубики).На основе имеющихся у детей музыкально-двигательных навыков разучиваю с ними русские пляски.
Обучая детей русской народной пляске, я ставлю задачу познакомить их с характером движений, которым присущи веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью. Работая над характерной осанкой для русской пляски, учу детей держаться прямо, с приподнятой головой.
Учу ребят характерному для русской пляски положению рук: стоя с опущенными вдоль корпуса руками, дети сжимают кисти в кулаки, поднимают руки в стороны, сгибая их в локтях, и ставят кулаки на пояс.
Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Учитывая, что характерные для русской мелодии натуральный мажор и натуральный минор, их переливчатость и переменность доступны слуху ребенка. Поэтому я широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок. Ее богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость. Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету.
Свою работу по музыкальному фольклору я строю по следующим принципам:
- подбор песенного фольклорного материала в соответствии с возрастными возможностями детей, активное включение детей в разнообразные творческие деятельности.
- принцип индивидуального подхода к детям, учёта их индивидуальных предпочтений. склонностей, интересов.
На занятиях использую иллюстрации и репродукции, игровые атрибуты. Провожу музыкально-дидактические игры для развития тембрового слуха, для развития звуковысотного слуха, для развития чувства ритма.
Активно использую современные образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии, игровые, ИКТ, проектную деятельность. Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики.
Но неизгладимое впечатление оказывают на детей - праздники. Уже стало традицией проведение праздников на фольклорном материале, такие как «Кузьминки». «Ярмарка», «Мссленица» «Разноцветное лето», «Пасха». Сценарии составляла сама, пользовалась методической литературой, использовала интернет ресурсы, танцевальные сюжеты так же додумывали в процессе работы над танцами. Детям очень нравится исполнять роли в народных играх. Они раскрываются, когда играют ту или иную роль. На праздниках использую сюрпризные моменты, характерные для русской ярмарки. Во время исконно русского праздника «Пасха», дети познакомились с народными обычаями, обрядами русского народа, хороводами, участвовали в аттракционах «Кто быстрее перенесет яйцо в ложке», «Силачи», исполняли традиционные пасхальные песни «К нам Пасха пришла», русские песни.
За неделю до праздника «Масленица» я начинаю знакомить детей с названиями дней масленичной недели, рассказываю, какое значение придавалось обрядам и играм в эти дни. Праздник проходит и в музыкальном зале и территории детского сада. Дети участвуют в играх, водят хороводы, исполняют русские народные песни, частушки, читают стихи, отгадывают загадки. Обяззательно угощение блинами и сжигание масленицы. Праздник полон искрометного веселья, неподдельной детской радости. Таким образом, все праздники проводятся на основе фольклорного материала. Впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет.
Совместно с воспитателями я участвовала в проекной деятельности : «Ах – картошка», «Осенины на Руси».
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, повысился интерес к музыке, русской культуре. Ребята лучше, чем раньше, поют, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованными.
Уже на протяжении 6 лет я руковожу кружком «Танцевальная мозаика», где мы с детьми изучаем танцевальные движения, музыкальные игры, музыкальные импровизации, в том числе и на фольклорном материале, Взаимодействие с семьей провожу по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада: проводила праздники совместно с родителями; привлекаю родителей к исполнению ролей, изготовлению костюмов и атрибутов для развлечений и праздников.
Активно участвую в конкурсах и добиваюсь хороших результатов.
В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: применение в образовательной деятельности народного фольклора способствует не только развитию музыкальных способностей детей, но и формированию у подрастающего поколения социально - нравственных качеств, а также приобщению ребят к культуре и традициям своего народа.
Мой опыт работы показывает, что детский сад может сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков. От меня, как музыкального руководителя, требуется не только дать знания, но и развивать творческие возможности дошкольников, поэтому я стараюсь разнообразить репертуар, используя народный фольклор.
В перспективе намерена продолжить работу кружка, принимать участие в дистанционных конкурсах; реализовать образовательные проекты с детьми по приобщению к фольклору и русской культуре. Возрождение обычаев и традиций невозможно без реставрации прежних моральных устоев. Каждый наш день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и стараюсь донести до своих воспитанников.