Валентина Семенова
Обобщение опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактическая игра в сенсорном развитии детей раннего возраста»
Слайд 3
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Слайд 4
Значение сенсорного воспитания - является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
Публикация «Обобщение опыта работы» размещена в разделах
- является основой для развития воображения; - развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Слайд 5
Одной из форм работы по сенсорному воспитанию детей является – дидактическая игра.
Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать окружающий мир. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
Слайд 6
В организации предметно-развивающего пространства дидактическим играм и оборудованию уделяется особое внимание:
• для развития мелкой моторики и речи
• восприятия формы и величины
• для формирования цветового восприятия
• для слухового развития
• для развития тактильных ощущений и обоняния
• для художественно – творческого развития
• для элементарного экспериментирования
• для развития интеллектуальных и конструктивных способностей
Предлагаю вниманию коллег игры-самоделки, направленные на формирование у детей 3 лет представлений о цвете, форме, величине предметов, на развитие у них способов восприятия целостного образа предмета, совершенствование мелкой моторики, тренировку внимания, памяти и мышления.
Раннее детство - время, когда ребёнок растёт и развивается, с интересом познаёт окружающий мир, это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.
Слайд 7
Дидактическая игра «Волшебная карусель»
Задачи: продолжать работу по закреплению умения различать цвета: красный, синий, зелёный, жёлтый. Находить предмет определённого цвета по образцу. Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие.
Игровой материал:
Ход:
1 вариант.
Рассмотрите с детьми карусель. Обратите внимание детей, что ленточки разного цвета. Например: «Ребята, посмотрите, какие ленточки на карусели. Они разного цвета. Эта ленточка жёлтого цвета, как солнышко. Эта ленточка зелёного цвета, как травка, а вот эта ленточка красного цвета, как наш цветок. А вот ленточка синего цвета, как юбочка у Кати. Затем сообщает детям, что карусель волшебная и предлагает подуть на неё. Например: «Ребята, карусель не простая, а волшебная, если на неё подуть, то волшебство происходит. Давайте подуем». Дети выполняют задание, но карусель не кружится. Воспитатель: «Ребята, карусель не работает, может она сломалась? Давайте посмотрим что случилось». Воспитатель вместе с детьми осматривает карусель и находят, что у карусели перепутаны ленточки. Затем воспитатель предлагает детям дидактическое задание - «починить карусель». Например: «Ребята, давайте починим карусель, пристегнём ленточки к пуговицам такого цвета. Посмотрите, у меня ленточка синего цвета, я найду пуговицу тоже синего цвета, и пристегну её. Теперь пуговица и ленточка синего цвета. Аня, пристегни ленточку к пуговице такого же цвета. (После того, как ребёнок выполнит задание, воспитатель называет цвет). Аня, эта ленточка зелёного цвета, как травка. «Костя, пристегни свою ленточку к пуговице такого же цвета. Правильно. Костя, эта ленточка жёлтого цвета, как одуванчик». «Даша, найди пуговицу такого же цвета, как твоя ленточка».
2 вариант.
Например: «Катя, у тебя ленточка какого цвета?» «Синего». «Правильно, найди ленточку такого же цвета и пристегни её». «Максим, у тебя ленточка какого цвета?» «Зелёного». «Правильно. У тебя ленточка зеленого цвета, как травка. Найди пуговицу такого же цвета и пристегни её». Когда дети «починят» карусель воспитатель предлагает снова подуть на карусель. После чего на полянку «прилетают» бабочки, божьи коровки, стрекозы и т. д., или появляются какие – либо другие предметы относительно темы.
Данные упражнения синхронизируют работу обеих полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, развивают зрительно-моторую координацию, совершенствуют координацию движений рук.
Слайд 8
Дидактическая игра «Разноцветная карусель»
Задачи: активизировать словарь детей с помощью пространственных понятий «вниз», «вверх», «вперёд», обогащать словарь прилагательными, обозначающими цвет; формировать умение ориентироваться на плоскости; развивать воображение.
Ход игры:
1 вариант.
«Ребята, сегодня мы поиграем на разноцветной поляне». Рассмотреть с детьми игровое поле, определяем цвета, затем воспитатель предлагается игровая ситуация «Ребята, стало тепло и к нам прилетели бабочки. Посмотрите, какие они красивые и тоже разноцветные». Дети берут, каждый по бабочке, и рассматривают, воспитатель по ходу спрашивает, какого цвета у него бабочка «Даша, твоя бабочка какого цвета? А твоя бабочка, Юля, какого цвета?» и т. д. Дети называют цвет своей бабочки. Затем воспитатель предлагает поиграть с бабочками «Ребята, давайте представим, что мы бабочки. Покружись, покружись, и в бабочек превратись». Воспитатель предлагает детям полетать, как бабочки. Здесь можно использовать танцевальную мелодию.
Дети двигаются в свободном движении или можно предложить детям выполнить действия по тексту:
Кружатся в весёлом танце
Так нарядно и светло?
Это бабочки встречают
Долгожданное тепло.
Бабочка проснулась,
Солнцу улыбнулась,
Села на цветок
Выпить сладкий сок.
- Очень я устала,
Целый день летала!
Воспитатель: «Налетел ветер, испугались бабочки и хотят спрятаться так, чтобы их не было видно». Дидактическое упражнение «Спрячь бабочку» или «Найди полянку для своей бабочки такого же цвета, как бабочка».
2 вариант.
Аналогично используется дидактическая игра «Разложи правильно» на соотнесение предметов по цвету.
Использование этой игры является хорошим переходом от объёмных форм к геометрическим фигурам, для формирования пространственных отношений на плоскости.
3 вариант.
Использование разноцветной карусели в подвижной игре. Развитие речи в движении.
Задачи: активизировать речь детей, привлекая их к проговариванию знакомых песенок; развивать эстетическое восприятие; чувство цвета и ритма.
Воспитатель предлагает детям прокатиться на карусели:
Еле- еле, еле-еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спишите.
Карусель остановите.
(Звучит мелодия дождя)
Воспитатель. - Ребята, дождь пошёл, прячемся под карусель.
Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошко.
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Солнышко нарядись,
Красное покажись!
Воспитатель. - Ребята, дождь покапал и прошел. Солнце в целом свете.
Садимся на карусель, едем дальше.
П/и «Весёлая карусель» (повторяется 2-3 раза)
Воспитатель. - Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра.
Загадки, стихи про цвета тренируют способность к запоминанию.
Что за цвет такой прекрасный
Светит ярким огоньком?
Угадали: это - красный!
Всем ребятам он знаком.
С. Маршак.
Слайд 9
Дидактическая игра «Наряжаем кукол»
1 вариант.
Раздайте детям кукол и попросите одеть их так, чтобы штанишки, кофточки совпадали по цвету. Дети подходят к столу и выбирают наряды для своих кукол, подбирая одежду методом прикладывания. Когда дети оденут кукол, проверьте вместе с ними правильность выполнения задания.
2 вариант.
В дальнейшем можно усложнить задачу. Перед началом игры наденьте на кукол штанишки, а кофточки сложите. В этом случае дети подбирают одежду по цвету методом зрительного соотнесения, подходя к одежде без куклы.
3 вариант.
В следующий раз попросите детей подобрать куклам одежду заданных цветов.
«Оденем кукол», «Найди свою пару», «Подарим куклам бусы», «Найди бантик к платью», «Разноцветные ленточки» и т. д.
Например: «Ваши куклы будут наряднее, если вы подберете бантик такого же цвета, как платье у куклы».
Слайд 10
Дидактическая игра «Подбери куколкам игрушки такого же цвета».
Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов побуждает детей к поиску и нахождению.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям игрушку Петрушку - пряталку и предлагает детям найти в группе игрушки такого же цвета как рубашка у Петрушки. Например: «Ребята, Петрушка растерял свои игрушки и просит вас найти».