Инна Шестакова
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС.
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В соответствии с законом «Об образовании Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан :
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
По этому поводу ещё Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
• развитие интересов и потребностей ребенка;
• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
• воспитание уважения к детству и родительству;
• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
• оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;
• открытость детского сада семье;
• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Педагоги нашего детского сада на протяжении ряда лет осуществляют планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели: создание единого пространства детский сад – семья.
При этом решаются следующие задачи:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство
3. Возрождение традиций семейного воспитания.
Для решения этих задач ежегодно в годовой план работы детского сада включается раздел «Сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников».
Анкетирование, как метод изучения семьи, проводится в начале года. На основе полученных данных составляется социальный паспорт семьи. В конце учебного года проводится анкетирование родителей с целью выявления уровня удовлетворенности деятельности ДОУ.
С помощью анкетирования выясняется необходимость применения тех или иных технологий в образовательном процессе. Так при внедрении проектов «Край родной люби и знай», «Малыши играют в шахматы», программ «Азбука безопасности», «Я здоровым быть хочу!», анализируя анкеты, выяснили что большинство родителей заинтересовано в применении данных технологий.
Родительские собрания тоже являются хотя и традиционной, но одной из важных форм работы с родителями. Одна из задач общения – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой ступени дошкольного детства, дать родителям педагогическую информацию заинтересовать. Проводить такие собрания педагоги стремятся в форме тренингов, практикумов, дискуссии и др. Так во второй младшей группе прошел практикум «С детьми играем речь развиваем», акция «Говорим правильно». В средней группе игровой практикум «Все профессии важны все профессии нужны», в старшей группе прошел мастер-класс «Развивающие игры в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольников». В подготовительной к школе группе – мастер-класс «Волшебные узоры», традиционно в этой группе проводится практикум для родителей с участием педагога – психолога «Роль родителя в подготовке детей к школе и как вести себя на первых порах школьного бучения».
В течение нескольких лет в детском саду работает клуб для молодых семей «Развивай – ка». Тематика заседаний клуба направлена на родителей детей, не посещающих детский сад и родителей детей первой младшей группы. На заседаниях клуба освещаются проблемы адаптации, здоровья малышей, развития речи и др.
Мероприятия, организованные совместно с детьми, особенно нравятся родителям, т. к. позволяют им увидеть реальные достижения каждого ребенка.
С большим успехом проходят «Дни открытых дверей», т. к. родители могут присутствовать на занятиях и даже принять в них участие. Воспитатели приглашают родителей принять участие в играх, рассказать о своих профессиях. Так же родители с удовольствием принимают участие в спортивных соревнованиях, приуроченных к праздникам 23 февраля («Хочется мальчишкам в армии служить!», к дню матери («А ну-ка мамы, а ну-ка дочки!», к дню отца («Папа может»). Регулярно педагоги привлекают пап для участия в команде детского сада по сдаче норм ГТО.
Активное участие родители принимают в акциях, выставках, конкурсах, проводимых педагогами детского сада. Традиционно проводятся выставки «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза», «Парад военной техники», «Хороши в саду цветочки», «Пасхальные мотивы».
Акция «Берегите птиц» организуется в январе, родители совместно с детьми изготавливают кормушки развешивают недалеко от своего дома, в детском саду оформляется фотовыставка.
Пропаганде психолого-педагогических знаний, сообщении родителям о достижениях детей, жизни в группе, способствуют «Уголки для родителей» в каждой группе и информационные стенды на лестничной площадке. Сменяемость информации в уголках прописана в годовом плане в разделе «Информационные стенды». Стенды на лестничной площадке используем не только для размещения информации, но и для поздравления сотрудников и родителей с праздниками, с победой в каких – либо конкурсах и соревнованиях, для оформления фотовыставок, фоторепортажи с каких – либо мероприятий. В настоящее время в связи с пандемией Новой -стендовая информация становится очень актуальной.
В условиях пандемии COVID-19 жить и работать всем приходится по-новому. Всех участников образовательного процесса - родителей и детей, педагогов и специалистов ДОУ, коснулись эти изменения и каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни.
Педагоги организовали в социальных сетях дистанционную связь с родителями своих воспитанников, а также дистанционное консультирование и поддержку родителей. Каждый родитель может задать вопрос в чате своим воспитателям, связаться для получения новых заданий.
На страницах официального сайта детского сада родители могут найти необходимую информацию, как занять ребенка дома, о развитии речи ребенка, основах безопасности, о том как подготовить ребенка к школе и как помочь ребенку в первое время школьного обучения и многое другое.
Инструктор по физической культуре совместно с воспитателями групп провели флешмоб «Здоровым быть здорово!» Сидеть дома можно и нужно с пользой для организма! Физическое развитие ребенка - залог успеха в учёбе! Отчет об этой акции на сайте детского сада.
https://kolosok.45vargashi.ru/roditelskaya-stranica/akciya-byt-zdorovym-zdorovo.html
С 1 мая по 9 мая 2020 года состоялась Всероссийская акция «Окна Победы» в формате флешмоба. Педагоги и родители нашего детского сада приняли в этой акции активное участие. Педагоги оформили окна здания детского сада, родители окна своего дома. Фотографии окон размещены на сайте детского сада.
https://kolosok.45vargashi.ru/akciya-okna-pobedy
Воспитатели продолжают общение с родителями, используя социальные сети WhatsApp, Viber. Нами была создана группа в Вконтакте, которая направлена на информирование родителей о том, что интересного происходит в детском саду. https://vk.com/club196461663
Результативность
Апробированы различные инновационные формы работы с родителями. При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новые технологии взаимодействия с родителями осуществляются успешно. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось большой проблемой. Теперь обстановка иная. В результате внедрения инновационных форм взаимодействия воспитатели чаще выходят на контакт со всеми родителями, а не только с активистами.
Совместная деятельность родителей и педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.
Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими.