Татьяна Свержинская
Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т. е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь, занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка. Такой формой может быть игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.
Публикация «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» размещена в разделах
Цель: Повысить свой профессиональный уровень по данной теме.
Задачи:
• Изучение литературы, современных подходов, по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
• Планирование работы по использованию игровых технологий.
• Пополнение методической копилки (создание картотек, дидактических игр).
• Внедрение системы работы по использованию игровых технологий в коррекционный процесс.
• Распространение педагогического опыта.
Организуя коррекционно-логопедическую помощь детям использовала следующие игры: 1. Артикуляционные игры.
2. Игры для развития мелкой моторики.
3. Игровые комплексы дыхательной гимнастики.
4. Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи, грамматического строя речи.
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти, проводились артикуляционные игры, направленные на укрепление, подвижности мышц артикуляционного аппарата.
Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания, тем более дети, имеющие нарушение речи, поэтому следующее направление - это игры направленные на развитие связной речи.
Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Игры, направленные на формирование грамматического строя речи. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Речь улучшается, если пальчики развиваются. Игры для развития мелкой моторики.
Игры, направленные на формирование навыков звукового и слогового анализа. Основной акцент развитие у детей фонематического слуха, умение выполнять звуковой и слоговой анализ слов, сопоставлять звуки по их артикуляционным и акустическим признакам. Знакомила детей с буквами, учила читать слоги, т. е. дети овладевали навыками, необходимыми для успешного обучения в школе.
Чтобы научить ребенка владеть языком, необходимо прежде всего научить его дышать. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий вдох и длительный плавный выдох, невозможна хорошо звучащая речь. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Игровые комплексы дыхательной гимнастики.
Каждый практикующий логопед знает, что порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь, для этого максимально использовала различные дидактические игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков.
Для улучшения качества своей работы и разнообразия работы с детьми создала «Логомодули». Данное пособие сделано для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, на развитие зрительного восприятия и мелкой моторики, а также коррекцию звукопроизношения. Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь формирования определенных навыков; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка) ; запоминания речевого материала.
В этом году пополнила копилку дидактическими играми, такими как: «Логопедическое домино» (на автоматизацию звуков [Л], [Р], «Разрезные картинки» (на автоматизацию звуков [Ш], [Ж], [Л], [Л’], [З], [З’], [С], [С’], [Ц], логопедическое лото «Говори правильно Л».