Кузьмина Рузиля Ильгизаровна
«Развитие речи детей дошкольного возраста путем игровых технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
слайд 1
Добрый день уважаемые коллеги! Моя методическая тема «Развитие речи детей дошкольного возраста путем игровых технологий». По этой теме я работаю год.
слайд 2
Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание. В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии, которые делают процесс обучения более интересным для детей, а, следовательно, и более эффективным.
Публикация «„Развитие речи детей дошкольного возраста путем игровых технологий“» размещена в разделах
Понятие «Развитие речи детей дошкольного возраста путем игровых технологий» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Я хочу показать и рассказать об игровых приемах, которые используются лично мною:
1. Дидактические игры.
2. Театрализованные игры.
3. Пальчиковые игры с предметами.
4. Игровые приёмы для заучивании стихотворений.
5. Игровые приёмы для развитии.
6. Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.
1. Дидактическая игра – как основной вид игр, используемых в работе по развитию речи
Существуют следующие виды дидактических игр:
• игры с предметами (игрушками)
• настольно печатные игры.
• словесные игры.
Вот несколько дидактических игр, которыми я пользуюсь: (слайд3)
Д/И «А что у вас?»
Цель: учить детей правильно образовывать множественное число существительных в именительном падеже.
Материал: лото.
Принцип игры тот же, что и для всех лото. На больших картах лото даны изображения разных предметов: ведро, котенок, бант, стул, чашка, дерево, кукла, блюдце, мишка и т. д. на маленьких картах даны те же предметы, но во множественном числе. Воспитатель, молча, показывает маленькую карточку с изображением предмета. Имеющий этот предмет на большой карте должен назвать его в единственном и множественном числе: «У вас ведра, а у меня ведро».
Д/И «Найди слова на нужный звук». (слайд4)
Цель: учить детей находить указанный звук в начале слова. Развивать речь детей, умение их произносить правильно звуки, научить детей выделять звуки в словах.
Материал: Карточки с рисунками предметов.
2. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
• игры – драматизации
• режиссерские игры
(сдайд5)
2.1 В играх – драматизациях – ребенок, исполняя роль «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:
• игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей
• ролевые диалоги на основе текста
• инсценировки произведений
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям
• игры – импровизации с обыгрыванием сюжета без предварительной подготовки
2.2 В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер», управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности.
Слайд 6
3. Сказкатерапия (сочинение детьми сказок)
- «Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\
- «Что будет, если?»\ сюжет задаёт воспитатель\
- «Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\
- «Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры\
- «Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т. д. \
- «Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\
- «Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т. д. \
Я объединила все режиссерские игры и игры-драматизации со сказкотерапией. Мы сочиняем сказки и обыгрываем их.
Слайд 7, 8
4. Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Еще мы играем в пальчиковые игры с предметами. Это развивает мелкую моторику рук. Самомассаж кистей и пальцев рук прищепками, карандашами, су-джок мячиками, кольцами – все это относится к нетрадиционным средствам развития речи.
5. Игровые приёмы при заучивании стихотворений.
Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, расчесывая куклу, проговариваем и обыгрываем потешку: «Расти, коса, до пояса…»; при умывании – «Кран, откройся…» или «Водичка, водичка…».
Слайд 9
6. Мнемотаблицы
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или знаки - символы. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Константин Дмитриевич Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
7. Игровые приёмы при развитии ЗКР
Слайд 10
Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Дети произносят чистоговорки, меняя силу голоса, и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно). Например, «Ас-ас-ас, дед корову пас».
Слайд 11
Игры-скороговорки:
- «Ручной мяч» — ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо ребенка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку и т. д. ;
- «Фраза по кругу» — дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией;
- «Главное слово» — дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу.
Слайд 12
Игры «Логопедическая улитка», «Логопедическая змея».
Играть можно как индивидуально, так и подгруппой. Когда ребенок играет индивидуально, ему дается игровая карточка, разноцветные фишки, он проговаривает слова, изображенные на улитке, составляет предложения с этими словами (по заданию воспитателя). Каждое проговоренное слово закрывается фишкой. Игра заканчивается тогда, когда ребенок доходит до центра.
Слайд 13
Когда дети играют подгруппой, детям раздаются игровые карточки, разноцветные фишки и кубик. Первый игрок бросает кубик, отсчитывает выпавшее количество «шагов» и ставит фишку. На «остановке» он четко называет слово или составляет предложение с данным словом по заданию воспитателя, индивидуально для каждого ребенка. Выигрывает тот, кто первым доберется до центра «улитки».
В средней группе я подвожу детей к четкому пониманию терминов «звук» и «слово». Для закрепления этого материала я использую следующие игры:
8. Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.
Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши?» или: «жа-жа-жа — мы увидели ежа»; «жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу»; «жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
Слайд 14
Игра «Светофор»
Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова. Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично проводится игра со словами.
Слайд 15
Для правильного произношения шипящих звуков очень важно развивать у детей плавный, длительный, направленный выдох. Для этого я провожу игру на дыхание «Футбол».
Ход игры: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «футбольное поле». Задача детей состоит в том, чтобы загнать ватный шарик в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.
Слайд 16,17
Подводя итог вышесказанному, можно уверенно сказать о том, что занятия по развитию речи в игровой форме дают положительный результат: дети с большим желанием участвуют в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания. А, главное, хорошо готовит малышей к школе!