Екатерина Быхан
Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта по теме «Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги»
В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития таких компонентов речи как фонетико-фонематических и лексико-грамматических.
Для подготовки детей к успешному обучению в школе необходима система занятий по формированию устной речи. В процессе работы над понятиями «предложение», «словосочетание» немаловажную роль играет правильное употребление детьми предлогов в речи.
Публикация «Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги» размещена в разделах
- Предлоги. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
ПРЕДЛОГ – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении. Поэтому правильность и точность употребления в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.
Предлоги можно скомпоновать в следующие группы:
1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.
2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов.
3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга.
4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.
5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект.
6. Сложные предлоги (из-за, из-под).
Работа над пониманием и употреблением предложных конструкций проводится в соответствии с программой подготовительной группы. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных
при обследовании в начале года.
Большое внимание уделяется подбору наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями (cм. рисунок в приложении).
Главное место в работе отводится игре, так как только в ней лучше всего ребята усваивают и закрепляют полученные знания.
Сначала необходимо дать детям понятие о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении, т. е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия. Например, предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш…книгу; положи мяч …. стул; Они не могут выполнить это задание, пока не будет назван предлог.
Дети быстрее выполняют задание, если применить игровые приемы. Например, Незнайка находит игрушки в домике (под столом, около шкафа в кукольном уголке) и называет предложения с определенным предлогом.
На следующем занятии дети упражняются в понимании значений предлогов (в, на, за, около, под). Они играют в прятки с игрушкой-кошкой. Ребята говорят, где она сидит.
Например, в шкафу, на шкафу, за шкафом, под шкафом.
Затем они угадывают и называют, где на картинках сидит белка.
Например, под елкой, на елке, за елкой, в дупле. На этом же занятии дети учатся обозначать предложения с предлогами символами. Они узнают, что маленькое слово обозначается зеленой полоской, но покороче, чем обычное слово и пишется с другими словами в предложении раздельно (см. рисунок в приложении).
Например: на доске логопед символами обозначает предложения с предлогом «В», который стоит на первом месте (в дупле сидит белка). Дети на столах обозначают предложения (белка сидит в дупле, где предлог стоит на третьем месте. Таким образом, ребятам дается понятие, что «маленькое слово» в предложении может стоять на любом месте.
Полученные знания о правильном употреблении предлогов в речи закрепляются в играх.
Например: в игре «Таня-растеряша» дети помогают девочке Тане найти в комнате школьные принадлежности, которые она не положила на место. Для этой игры можно применить интерактивную доску.
Игра «Где живет зайчик?». В трехэтажном доме одна квартира свободна.
Проводятся и такие словесные игры как: «Что где лежит или стоит у нас в группе?», «Где находится твоя любимая игрушка», «Куда спрятали игрушку» и др.
Можно детям давать и различные задания.
Например: «Придумайте предложение о каком-либо предмете, который находится в нашей группе с предлогами (в, на, за, под, около) и назовите предлог».
Хорошо использовать картинки, на которых предметы или объекты можно двигать. Или две картинки, где на одной – предмет не двигается, а на другой – передвинулся.
Например: Собака в будке и она вышла из будки. Бабочка на цветке, бабочка улетела с цветка и т. д.
После того, как дети научатся составлять предложения с предлогами с опорой на действия предметов или объектов, детям даются картинки с одним действующим лицом, по которым предложения можно составить только с одним определенным предлогом.
Например: Собачка сидит в будке, собачка выходит из дома, собачка сидит на траве (см. рисунок в приложении).
Ребята учатся составлять предложения с предлогами с опорой на панно или интерактивную доску, по которым можно составить предложения с предлогами. На панно можно выставлять картинки с изображением животных, домика, мальчика, солнышка, тучки и птиц. Это панно удобно в обучении детей, так как все предметы и картинки на нем можно передвигать, показывая, как осуществляется действие. Ребята составляют предложения с предлогами на наглядно-действенной основе.
Постепенно дети учатся составлять предложения с разными предлогами и без опоры на наглядность. Они могут обозначать предложения символами или зарисовывать его схему карандашом. Нравится им и такое задание как: «Составить предложение по заданной схеме, которая изображена на карточке», такую карточку можно дать каждому ребенку, и дети придумывают различные предложения с предлогами.
Для развития интереса детей в работе использовали помимо перечисленных и такие задания как: «Если правильно ответишь на вопрос, на наборном полотне появятся персонажи сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» или «Репка» и др.».
Работа с детьми усложнилась после того, как ребята научились читать. Они составляли предложения по картинкам, подбирая нужный предлог, написанный печатными буквами на маленькой карточке. В прочитанное предложение без предлога дети вставляют нужный предлог вместо точки. Для этого используются карточки с различными предложениями.
Например: Весной. лесу много цветов.
Вся работа с детьми по теме «Предлог в предложении» проводится в тесном контакте с воспитателями.