Папки-передвижки

Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги

Екатерина Быхан
Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги

Обобщение опыта по теме «Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги»

В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития таких компонентов речи как фонетико-фонематических и лексико-грамматических.

Для подготовки детей к успешному обучению в школе необходима система занятий по формированию устной речи. В процессе работы над понятиями «предложение», «словосочетание» немаловажную роль играет правильное употребление детьми предлогов в речи.

Публикация «Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги» размещена в разделах

ПРЕДЛОГ – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении. Поэтому правильность и точность употребления в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.

Предлоги можно скомпоновать в следующие группы:

1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.

2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов.

3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга.

4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.

5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект.

6. Сложные предлоги (из-за, из-под).

Работа над пониманием и употреблением предложных конструкций проводится в соответствии с программой подготовительной группы. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных

при обследовании в начале года.

Большое внимание уделяется подбору наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями (cм. рисунок в приложении).

Главное место в работе отводится игре, так как только в ней лучше всего ребята усваивают и закрепляют полученные знания.

Сначала необходимо дать детям понятие о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении, т. е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия. Например, предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш…книгу; положи мяч …. стул; Они не могут выполнить это задание, пока не будет назван предлог.

Дети быстрее выполняют задание, если применить игровые приемы. Например, Незнайка находит игрушки в домике (под столом, около шкафа в кукольном уголке) и называет предложения с определенным предлогом.

На следующем занятии дети упражняются в понимании значений предлогов (в, на, за, около, под). Они играют в прятки с игрушкой-кошкой. Ребята говорят, где она сидит.

Например, в шкафу, на шкафу, за шкафом, под шкафом.

Затем они угадывают и называют, где на картинках сидит белка.

Например, под елкой, на елке, за елкой, в дупле. На этом же занятии дети учатся обозначать предложения с предлогами символами. Они узнают, что маленькое слово обозначается зеленой полоской, но покороче, чем обычное слово и пишется с другими словами в предложении раздельно (см. рисунок в приложении).

Например: на доске логопед символами обозначает предложения с предлогом «В», который стоит на первом месте (в дупле сидит белка). Дети на столах обозначают предложения (белка сидит в дупле, где предлог стоит на третьем месте. Таким образом, ребятам дается понятие, что «маленькое слово» в предложении может стоять на любом месте.

Полученные знания о правильном употреблении предлогов в речи закрепляются в играх.

Например: в игре «Таня-растеряша» дети помогают девочке Тане найти в комнате школьные принадлежности, которые она не положила на место. Для этой игры можно применить интерактивную доску.

Игра «Где живет зайчик?». В трехэтажном доме одна квартира свободна.

Проводятся и такие словесные игры как: «Что где лежит или стоит у нас в группе?», «Где находится твоя любимая игрушка», «Куда спрятали игрушку» и др.

Можно детям давать и различные задания.

Например: «Придумайте предложение о каком-либо предмете, который находится в нашей группе с предлогами (в, на, за, под, около) и назовите предлог».

Хорошо использовать картинки, на которых предметы или объекты можно двигать. Или две картинки, где на одной – предмет не двигается, а на другой – передвинулся.

Например: Собака в будке и она вышла из будки. Бабочка на цветке, бабочка улетела с цветка и т. д.

После того, как дети научатся составлять предложения с предлогами с опорой на действия предметов или объектов, детям даются картинки с одним действующим лицом, по которым предложения можно составить только с одним определенным предлогом.

Например: Собачка сидит в будке, собачка выходит из дома, собачка сидит на траве (см. рисунок в приложении).

Ребята учатся составлять предложения с предлогами с опорой на панно или интерактивную доску, по которым можно составить предложения с предлогами. На панно можно выставлять картинки с изображением животных, домика, мальчика, солнышка, тучки и птиц. Это панно удобно в обучении детей, так как все предметы и картинки на нем можно передвигать, показывая, как осуществляется действие. Ребята составляют предложения с предлогами на наглядно-действенной основе.

Постепенно дети учатся составлять предложения с разными предлогами и без опоры на наглядность. Они могут обозначать предложения символами или зарисовывать его схему карандашом. Нравится им и такое задание как: «Составить предложение по заданной схеме, которая изображена на карточке», такую карточку можно дать каждому ребенку, и дети придумывают различные предложения с предлогами.

Для развития интереса детей в работе использовали помимо перечисленных и такие задания как: «Если правильно ответишь на вопрос, на наборном полотне появятся персонажи сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» или «Репка» и др.».

Работа с детьми усложнилась после того, как ребята научились читать. Они составляли предложения по картинкам, подбирая нужный предлог, написанный печатными буквами на маленькой карточке. В прочитанное предложение без предлога дети вставляют нужный предлог вместо точки. Для этого используются карточки с различными предложениями.

Например: Весной. лесу много цветов.

Вся работа с детьми по теме «Предлог в предложении» проводится в тесном контакте с воспитателями.

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги
Опубликовано: 1 мая 2024 в 00:34
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД