Екатерина Быхан
Обобщение опыта по теме «Биоэнергопластика — эффективное средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по теме «Биоэнергопластика- эффективное средство развития речи дошкольников»
Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Вне речи невозможно формирование личности. Речь занимает ведущее место в системе высших психических функций.
Публикация «Обобщение опыта по теме „Биоэнергопластика — эффективное средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь рассматривают в качестве основного механизма мышления, основы сознания, средства регуляции и контроля собственной деятельности, отражая структуры личности, взаимодействующей с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями, вниманием и с другими психическими процессами. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. В настоящее время возрастает число детей с речевыми нарушениями. Поэтому, сейчас главной задачей работы учителя-логопеда является не только коррекция, но и профилактика речевых нарушений. Ученые отмечают стимулирующую роль пальцевой моторики и тренировки тонких движений пальцев в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Новым средством в осуществлении этого развития является биоэнергопластика.
Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.
Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ ИМЕЕТ РЯД ОСОБЕННОСТЕЙ
Знакомство с артикуляционным упражнением происходит по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука ребенка
Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
В ЧЕМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВА БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ ОТ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ?
Целью артикуляционной гимнастики является укрепление мышц и развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляционного аппарата, объединяя простые движение в сложные артикуляционные уклады.
А при использовании биоэнергопластики еще развивается координация движений, мелкой моторики рук, тем самым активизируя интеллектуальную деятельность ребенка -развивается память и произвольное внимание. Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору- зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяется игровой персонаж. У нас это вот такие «Волшебные перчатки», дети называют их семьей ПЕРЧАТКИНЫХ.
Использовать биоэнергопластику можно как специалистам, на коррекционных занятиях, так и педагогам в совместной деятельности с детьми.
Я предлагаю вам немного поиграть и для начала изготовить для себя «Волшебные перчатки»
(работа педагогов)
Чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, движения сопровождаются подобранными четверостишиями.
Приглашаем всех ребяток
На веселую зарядку.
Но не ручки и не ножки
Будем двигать мы сейчас
Наши губки, зубки, ротик
Пустим мы в веселый пляс.
«Улыбочка»
Светит солнышко в окошко
Улыбнулись мы немножко.
Зубки все у нас видны
От краев и до десны.
Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.
«Дудочка»
Поиграем мы на флейте
Губки вытянем вперед.
Словно дудка наши губки
Песни весело поет.
С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.
«Чашечка»
В гости ждем сейчас друзей
Чай готовим поскорей
Держим «чашкой» язычок
Не роняем на бочок.
Язычок загибаем вверх в виде чашечки
Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.
«Вкусное варенье»
Всем ребяткам очень смело,
На губу варенье село,
Нужно нам язык поднять,
Чтоб вареньице слизать.
Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот
Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.
«Почистить зубы»
Чтобы зубки не болели
После вкусного варенья,
Будем чистить их сейчас,
Язычок мы пустим в пляс.
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение по кругу.
«Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик, Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево-вправо.
«Качели»
Вот пришла пора гулять
Свежим воздухом дышать.
Будем весело кататься
На качелях развлекаться.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы
Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.
«Лошадка»
Вот лошадка прискакала- серый бок
И копытцем постучала-
цок-цок-цок
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.
Подошла к концу зарядка
Что же делать? Вот загадка.
Мы немножко погрустим,
А потом всех рассмешим.
Показываем мимикой лица «грусть» и «радость»
Представленный комплекс артикуляционной гимнастики можно использовать, как непрерывную образовательную деятельность или, как ее часть.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует:
- привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики,
- способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики,
- совершенствованию координации движений,
- развитию памяти, внимания, мышления.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ.
А сильная мотивация, применение игрового метода в совместной деятельности развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает коррекционную работу и развитие речи в целом.
В условиях реализации ФГОС ДОО развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1. содержательно насыщенной;
2. трансформируемой;
3. полифункциональной;
4. вариативной;
5. доступной;
6. безопасной.
Вот и наши Веселые перчатки носят полифункциональный характер. Они используются для выполнения биоэнергопластики.
А с помощью пришитых или приклеенных пуговиц мы выполняем массаж и самомассаж зон лица, шеи, рук и ног.
Вот такой находкой обогатилось мое логопедическое царство. И я надеюсь, что возможно и в ваших детских садах кто-то воспользуется данным эффективным средством развития речи детей.
Упражнение " Улыбочка"
Упражнение "Чашечка"
Упражнение "Дверца"