Светлана Владимировна Сенокосова
Обобщение опыта «Пальчиковые игры в развитии мелкой моторики и активной речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
"Детский сад №280 комбинированного вида»
Обобщение опыта по теме :
«Пальчиковые игры в развитии мелкой моторики и активной речи детей раннего возраста»
Автор:
Сенокосова С. В., воспитатель, 1 кв. категории
НОВОСИБИРСК 2019 год
Вступление:
Публикация «Обобщение опыта „Пальчиковые игры в развитии мелкой моторики и активной речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук изучалась с давних пор. В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев…». Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
В современных условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) п. 2.6. данная проблема представлена в двух образовательных областях развитие речи и физическое развитие.
Одним из показателей хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или мелкой пальцевой моторикой.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, играя с движениями пальцев ребенка, таким образом появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.
Гармонизация движений тела, дыхания, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитие кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движение его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Актуальность:
Работая долгое время в детском саду, с детьми, заметила, что в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился. Многие дети, придя в детский сад, еще не умеют разговаривать. Родители в меньшей степени занимаются с детьми, так как большинство из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео, играют в гаджеты. Они редко делают что – то своими руками, в силу того, что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития навыков и мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками). Детям нравится переодевать кукол или просто снять с них одежду, но они с трудом застегивают и расстегивают пуговицы, замки на одежде. Некоторые дети затрудняются правильно держать ложку. Это говорит о том, что у детей слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений.
Мне стала эта тема интересна, я захотела её изучить глубже и стала работать со своими воспитанниками в этом направлении. Изучила разные точки зрения, это работы: Гаврина С. Е. «Развиваем руки», Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет», Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь, Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика». В системе использую опыт работы представленных педагогов, ввожу в собственную практику приемлемые и наиболее оптимальные формы и методы работы.
Цель работы: Развитие мелкой моторики и активной речи детей 2-3 лет посредством пальчиковых игр
Задачи:
1. Создавать в группе необходимую развивающую среду – предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала: игрушки, книги, картинки и др;
2. Стимулировать интерес и мотивацию детей к выполнению упражнений, игр по развитию мелкой моторики и развитию речи.
3. Сформировать умения детей самостоятельно использовать упражнения, игры на развитие мелкой моторики в самостоятельной деятельности.
4. Повысить уровень активности родителей в освоении новых форм и методов взаимодействия с детьми по развитию речи.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста может быть успешным, если педагог будет:
- знать особенности формирования речи в младшем дошкольном возрасте;
- знакомить детей с фольклором;
- развивать психические процессы, мелкую моторику, чувство ритма через пальчиковую гимнастику и самомассаж;
- обладать высокой речевой культурой;
- формировать доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить.
На первом этапе работы для определения уровня развития мелкой моторики и развития речи провела педагогическую диагностику. Использовала материалы разработанные К. Л. Печорой, Н. М. Аксариной, Г. В. Пантюхиной, а также диагностики Н. А. Ноткиной, Л. И. Казьминой, Н. Н. Буйнович.
В диагностике приняло участие 16 человек. Показатель сформирован (достаточный уровень) – наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым у – 15%, в стадии формирования – 40% не сформированы – 35%.На начальном этапе данная ситуация, на мой взгляд, является нормальной, соответствует возрастным особенностям детей.
Данные диагностики помогли определить направление деятельности и выстроить систему работы, которые включает в себя:
- использование оптимальных форм и методов организации детской деятельности в развитии мелкой моторики и речи ребенка;
- интеграция усилий педагогов и родителей в развитии коммуникативных навыков дошкольников;
- партнерство взрослого и ребенка в процессе деятельности;
- пополнение развивающей предметно – пространственной среды.
Предметно – развивающая среда в моей группе построена по принципу зонирования. Мною созданы условия для развития мелкой моторики (сенсомоторный уголок, разработаны, изготовлены пособия (игры с прищепками, божья коровка, цветные варежки и тд., В игровой зоне малыши с увлечением играют мозаикой, пирамидками, столовой посудой, при этом общаясь друг с другом, пытаются помочь правильно расставить предметы, называя их. Для развития и коррекции зрительно – пространственной ориентации предлагаю детям вместе со мной поиграть с мелкими игрушками, пуговицами, камешками и др. предметами.
Мной разработаны занятия по развитию мелкой моторики у детей 2 – 3 лет, создана картотека игр на развитие мелкой моторики и координации пальцев рук. Определила для себя последовательность действий в разных режимных моментах.
В непосредственной образовательной деятельности использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печати от руки и др. Детям предлагаю такие задания, как: «прилетела тучка, что она с собою принесла, дети рисуют дождик, снежок (маски, штрихи, точки); выглянуло солнышко – рисуют лучики». Для развития точности и уверенности движения рук предлагала игры, в которых детям необходимо было проводить параллельные прямые в определенном направлении.
Деятельность по лепке имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятий. В своей работе использовала пластилин, семена. (составление узоров из семян). Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованны в работе глаз и руки, координация движений, их точность.
Большой популярностью у детей пользуются пальчиковые игры и упражнения – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковые игры провожу в основном в совместной деятельности. С моей точки зрения, пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их можно разделить на группы и определить назначение.
1. Игры – манипуляции
Эти упражнения ребенок может выполнить самостоятельно или с помощью взрослого («Сорока – белобока», «Пальчик – мальчик, где ты был?.)
2. Сюжетные пальчиковые упражнения.
К этой группе относятся такие упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. («Пальчики здороваются», «Грабли», «Елка»)
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, выпрямлять по очереди пальцы, сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь»)
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание.
6. Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
Большой интерес для детей представляло конструирование. Работая с деталями конструктора, дети общаются друг с другом при этом речь детей приобретает систематический характер, кроме этого развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.
Не маловажное значение в развитии мелкой моторики и речи детей имеют упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета, которые я провожу в индивидуальной работе (шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц).
Одним из любимых приемов для детей стал самомассаж. Мои воспитанники очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из фасоли, гороха. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными.
В контактах с родителями использую наглядно – текстовые средства. Провожу консультации, родительские собрания, даю рекомендации, советы, организовываю выставки детских работ, использую папки – передвижки.
Работая над развитием речи детей раннего возраста через развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук, я добилась определенных результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, совершенствовалась общая координация движений. Родители отмечают положительные изменения: дети научились выражать свои мысли словом, расширился словарь, знают и с увлечением играют в пальчиковые игры.