Бутакова Анастасия
Обогащение словарного запаса средствами художественной литературы
Обобщение опыта работы воспитателя МОАУ «СОШ № 24 г. Орска» ДГ Бутаковой Анастасии Геннадьевны по теме «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»
Богатый и хорошо развитый словарный запас служит средством полноценного общения и развития личности, а богатый словарный запас ребенка - это признак высокоразвитой речи.
Публикация «Обогащение словарного запаса средствами художественной литературы» размещена в разделах
Развитие речи, в том числе и активизации словаря, посредством художественной литературы, направленного на увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком, особенно важно сегодня, так как растет значимость не только правильного, но и убедительного слова, ведь зачастую именно недостаточное овладение речью является объективной причиной, которая не дает им возможности свободно соучаствовать в жизни общества.
Основные этапы обогащения словарного запаса :
I этап - это этап непосредственного обогащения словаря. На этом этапе планируется расширение запаса слов у детей дошкольного возраста непосредственно в процессе ознакомления с окружающей действительностью, в основном, за счет знакомства со словами, которые обозначают названия предметов, явлений, действий. Особенность этого этапа, заключается в многократном повторении слов с целью запоминания при помощи, как дидактических игр, так и лексических упражнений.
II этап - это этап закрепления и уточнения словарного запаса в процессе проведения работы по углублению знаний, как о предметах, так и явлениях окружающего мира. При проведении данного этапа дошкольника знакомят не только с особенностями предметов, но и их признаками, а также качествами и действиями с ними. Специфика данного этапа, заключается в процессе организации активных обследовательских действий детей дошкольного возраста, направленного на вычленение частей, качеств, свойств и отношений какого-либо предмета
III этап - это этап непосредственной работы по активизации словаря и работа над смысловой стороной слова. На данном этапе активизации словаря не только формируется умение переводить слова из пассивного словаря в активный, но и осмысленно подбирать слова в соответствии данной с речевой ситуацией, либо сочетать в предложении новые слова с уже знакомыми.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Так, к примеру, детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания, а, по словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка, способствует формированию готовности к учению. При этом, произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Ведь научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости.
При проведении работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе, необходимо не только развивать у них интерес к книгам, но и формировать потребность в регулярном чтении: рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей, ежедневно читать знакомые, любимые детьми либо новые, соответствующие возрасту и интересам детей. При этом, необходимо не только повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и простые фразы, но и с помощью педагога инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок; учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Проведение работы по обогащению словарного запаса у дошкольников возможно на основе применения таких жанров, как: песенки, потешки, проза, поэзия, сказка, литературная сказка, прибаутки, небылицы, былины.
Работа по обогащению словарного запаса дошкольников средствами художественной литературы сложна, требует от педагога определённых усилий. Кроме того, её успех будет зависеть от соблюдения ряда условий :
1. Наличие или создание на занятиях при проведении работы по обогащению словарного запаса особой атмосферы постоянного внимания, любви, уважения детей к словам педагога и своих товарищей. Ребёнок, для которого слово является определённой ценностью, будет использовать его в своей речи для выражения тех или иных мыслей, эмоций и чувств, активизируя при этом словарный запас.
2. Восприятие педагогом каждого ребенка как субъекта, а не объекта учебной деятельности означает.
3. Для того чтобы словарный запас детей активизировался, педагог должен преодолеть молчание детей, постараться создать «тёплый климат» на занятии, стимулирующий детей к говорению.
4. Приучение детей при проведении работы по обогащению словарного запаса к формулированию развёрнутых устных ответов на поставленные педагогом вопросы.
5. Использование на занятиях известных форм активизации словаря детей дошкольного возраста, к которым, по мнению относятся:
а) составление словосочетания с нужным словом;
б) составление предложений с заданными словами (или одним заданным словом);
в) близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала.
г) рассказы по наблюдениям с использованием опорных слов.
6. Организация педагогом работы над словами, вводимыми в словарь дошкольника, на протяжении всего занятия направленного на обогащение словарного запаса дошкольников средствами художественной литературы.
Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
Таким образом, для обеспечения успешного развития речи дошкольников и активизации их словаря посредством художественной литературы, педагог ДОУ должен грамотно и последовательно строить педагогический процесс на основе организации специальной развивающей среды.