Папки-передвижки

Обогащение словарного запаса средствами художественной литературы

Бутакова Анастасия
Обогащение словарного запаса средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение опыта работы воспитателя МОАУ «СОШ № 24 г. Орска» ДГ Бутаковой Анастасии Геннадьевны по теме «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»

Богатый и хорошо развитый словарный запас служит средством полноценного общения и развития личности, а богатый словарный запас ребенка - это признак высокоразвитой речи.

Публикация «Обогащение словарного запаса средствами художественной литературы» размещена в разделах

Развитие речи, в том числе и активизации словаря, посредством художественной литературы, направленного на увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком, особенно важно сегодня, так как растет значимость не только правильного, но и убедительного слова, ведь зачастую именно недостаточное овладение речью является объективной причиной, которая не дает им возможности свободно соучаствовать в жизни общества.

Основные этапы обогащения словарного запаса :

I этап - это этап непосредственного обогащения словаря.  На этом этапе планируется расширение запаса слов  у детей дошкольного возраста непосредственно в процессе ознакомления с окружающей действительностью, в основном, за счет знакомства со словами, которые обозначают названия предметов, явлений, действий. Особенность этого этапа, заключается в многократном повторении слов с целью запоминания при помощи, как дидактических игр, так и лексических упражнений.

II этап - это этап закрепления и уточнения словарного запаса в процессе проведения работы по углублению знаний, как о предметах, так и явлениях окружающего мира. При проведении данного этапа дошкольника знакомят не только с особенностями предметов, но и их признаками, а также качествами и действиями с ними. Специфика данного этапа, заключается в  процессе организации активных обследовательских действий  детей дошкольного возраста, направленного на вычленение частей, качеств, свойств и отношений какого-либо предмета

III этап - это этап непосредственной работы по активизации словаря и работа над смысловой стороной слова. На данном этапе активизации словаря не только формируется умение переводить слова из пассивного словаря в активный, но и осмысленно подбирать слова в соответствии данной с речевой ситуацией, либо сочетать в предложении новые слова с уже знакомыми.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Так, к примеру, детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания, а, по словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка, способствует формированию готовности к учению. При этом, произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Ведь научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости.

При проведении работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе, необходимо не только развивать у них интерес к книгам, но и формировать потребность в регулярном чтении: рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей, ежедневно читать знакомые, любимые детьми либо новые, соответствующие возрасту и интересам детей. При этом, необходимо не только повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и простые фразы, но и с помощью педагога инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок; учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Проведение работы по обогащению словарного запаса у дошкольников возможно на основе применения таких жанров, как: песенки, потешки, проза, поэзия, сказка, литературная сказка, прибаутки, небылицы, былины.

Работа по обогащению словарного запаса дошкольников средствами художественной литературы сложна, требует от педагога определённых усилий. Кроме того, её успех будет зависеть от соблюдения ряда условий :

1. Наличие или создание на занятиях при проведении работы по обогащению словарного запаса особой атмосферы постоянного внимания, любви, уважения детей к словам педагога и своих товарищей. Ребёнок, для которого слово является определённой ценностью, будет использовать его в своей речи для выражения тех или иных мыслей, эмоций и чувств, активизируя при этом словарный запас.

2. Восприятие педагогом каждого ребенка как субъекта, а не объекта учебной деятельности означает.

3. Для того чтобы словарный запас детей активизировался, педагог должен преодолеть молчание детей, постараться создать «тёплый климат» на занятии, стимулирующий детей к говорению.

4. Приучение детей при проведении работы по обогащению словарного запаса к формулированию развёрнутых устных ответов на поставленные педагогом вопросы.

5. Использование на занятиях известных форм активизации словаря детей дошкольного возраста, к которым, по мнению относятся:

а) составление словосочетания с нужным словом;

б) составление предложений с заданными словами (или одним заданным словом);

в) близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала.

г) рассказы по наблюдениям с использованием опорных слов.

6. Организация педагогом работы над словами, вводимыми в словарь дошкольника, на протяжении всего занятия направленного на обогащение словарного запаса дошкольников средствами художественной литературы.

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Таким образом, для обеспечения успешного развития речи дошкольников и активизации их словаря посредством художественной литературы, педагог ДОУ должен грамотно и последовательно строить педагогический процесс на основе организации специальной развивающей среды.

Публикации по теме:

Обогащение предметной среды средствами мини-музеевОбогащение предметной среды средствами мини-музеев Здравствуйте уважаемые коллеги! Наше дошкольное учреждение активно взаимодействует с различными социальными партнерами. Одним из таких соц.

Чтение художественной литературы «Путешествие по сказке «Колобок» Цель: Формировать у детей интерес к русским народным сказкам Образовательные задачи. 1. Учить внимательно, слушать литературное произведение,.

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Сидим дома. Чтение художественной литературыСидим дома. Чтение художественной литературы Сергей Козлов «Как ежик с медвежонком протирали звезды» Задачи: развивать связную речь, беседуя по содержанию сказки. Формировать устойчивый.

Список художественной литературы детям 5–6 лет в помощь родителямСписок художественной литературы детям 5–6 лет в помощь родителям Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение словарного запаса средствами художественной литературы
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 19:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение словарного запаса средствами художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Бутакова Анастасия (УИ 1250544) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД