МААМ-картинки

Обобщение педагогического опыта «Воспитание ребенка искусством»

Вера Жмурина
Обобщение педагогического опыта «Воспитание ребенка искусством»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20» г. Новозыбкова

Обобщение опыта на тему :

«Воспитание ребенка искусством»

Подготовила воспитатель :

Жмурина В. Н.

2019 г.

«Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные»

(Д. Дидро).

Публикация «Обобщение педагогического опыта „Воспитание ребенка искусством“» размещена в разделах

Искусство — средство эстетического восприятия, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента его рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении свей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Учитывая особенности искусства (тяготение разных видов искусства к взаимосвязи, я использую интегрированный подход к изучению искусства дошкольниками. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности. Художественное воспитание является частью эстетического воспитания.

Искусство в педагогическом процессе используется мною в трех направлениях:

народное, профессиональное, самостоятельное искусство :

Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии. В первую очередь осуществляется знакомство с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Желательно еще в дошкольном возрасте дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами (глина, дерево, ткань, шерсть, бисер и т. п., а также в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной, игровой).

Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию. Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства (всевозможных выставок, театральных спектаклей).

-Важным элементом знакомства с искусством является самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений, выставок детского творчества т. п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения

В настоящее время я работаю с детьми младшего дошкольного возраста, поэтому я считаю, что произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей

Сущность моего опыта заключается в создании творческо-деятельностной среды при ознакомлении дошкольников с художественной литературой, которая будет способствовать развитию художественного восприятия и эстетического вкуса, воспитанию любви к книге как произведению искусства и приобщению детей к чтению.

Новизна опыта в гибком сочетании игровой технологии на занятиях по ознакомлению с художественной литературой с современными образовательными и здоровьесберегающими технологиями.

Как же разбудить интерес к книге у детей? Кому отводится ведущая роль? Во взаимодействии родителей, воспитателей и детей велика роль взрослого, любящего и знающего литературу, имеющий вкус в отборе произведений, живущий под впечатлением собственных встреч с книгой.

Очень важно правильно выстроить работу по всем основным жанрам литературных произведений. Говоря о произведениях народного поэтического творчества для детей, следует остановить внимание на малых фольклорных формах –песенках, прибаутках, потешках, поговорках, сказках, с которых и начинается первое знакомство ребенка с художественными произведениями.

Работу я начала с младшей группы. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей. Прежде всего изучила книги Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич о методике развития речи детей, использовала опыт работы музыкальных работников Л. Исаевой и В. Дьяковой по проведению развлечений с использованием устного народного творчества.

Работу проводила в основном в свободное от занятий время и кружковой деятельности. Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с потешек, колыбельных песенок. Детям нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым, нежным голосом начинала припевать, покачивая ее:

Баю, баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди

Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, я показывала, как громко лает собачка Белолоба (используя мягкую игрушку) и может разбудить Катю. Дети дружно просили ее: «Ты, собачка, не лай. Белолоба, не скули». После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. До чтения детям потешки «Конь» у них уже было сформировано представление о том, какое это красивое, гордое животное. Народные произведения рассчитаны также на такой эмоциональный прием, как обращение к ребенку по имени. Такие потешки помогают ребенку вжиться в детский коллектив, обрести уверенность в себе:

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть

Или Бореньке (Сашеньке, Олечке, Мишеньке) снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум. (“Коленька хороший, Коленька пригожий”, “Этот конь-богатырь для Алеши-удальца”, “Маша черноброва”, “Расти, косынька, до пят, все волосыньки в ряд ” и др.)Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью они относились к своим куклам. Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с такими песенками: “Водичка, водичка, умой мое личико” и “Расти, коса, до пояса”, а для закрепления в процессе освоения режимных моментов использовала народные игры малой подвижности. Игрыбез игрушки и картины, игры со словом давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Всем известны игры-потешки, созданные нашим народом для обучения народному слову: “Ладушки”, “Сорока-ворона”, “Коза рогатая” и другие. Они являются первыми и любимыми учителями маленьких детей. Для более старших народная педагогика создала другие игры. Дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании, например, в таких народных играх, как “Каравай”, “Краски”, “Фанты” и др.

Так, например, в ходе народной игры “Кукомоя” у детей вырабатывается положительное отношение к процедурам, связанным с водой: к купанию, умыванию, мытью рук.

Как у нас на лавке

Все сидят ребятки.

Чисто умылись,

Славно нарядились.

Одна кукомоя- Ваня неумоя.

Ванечка, умойся!

Ведущий поливает из ведерка или лейки, ребенок “умывается” (имитирует движения).Проводя народную игру “Башмачки”, развивала у детей аккуратность, учила быстро и правильно обуваться. Дети взрослели. Я стала подбирать для них потешки с более сложным смыслом. Перед своими слушателями ставила задачу не только запомнить потешку, эмоционально прочитать ее, но и самим обыграть. Малыши всей группой учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь, козочка, ежик и т. д., в зависимости от того, о ком потешка.

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялась лиса:—Всему лесу я краса!

Похвалялся зайка:—

Поди догоняй-ка!

Похвалялися ежи:—

У нас шубы хорошы!

Похвалялись блохи:—

И у нас не плохи!

Похвалялся медведь:—

Могу песни я петь!

Похвалялася коза:

Всем вам выколю глаза!

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом относились они к нашему маленькому «театру». Начиная с младших групп, в нашем детском саду проводится театральные занятия, на которых мы учим детей:

1) Мастерству актера, т. е. вырабатываем дикцию, используя потешки, скороговорки и чистоговорки.

2) Учим выразительности жеста (“Расскажи стихи руками”).

3) Развиваем мимику (выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).

4) Разучиваем движения (этюды с музыкальным сопровождением). И в нем вскоре появились свои незаменимые артисты. Например, никто не мог лучше Тани сыграть роль лисы, из Ирины получилась прекрасная козочка, а из Демида —медведь. Но главное, мы добились того, что любой ребенок в группе мог заменить другого и сыграть его роль. Никто не оставался в стороне. Пока ребята учились выступать только перед своими товарищами. В старшей группе я много времени уделяла сказкам, которые не читала, а рассказывала. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Чаще всего я сама надевала костюм бабушки или Василисы-сказочницы и приходила в группу. Дети встречали меня радостно, приглашали сесть и, конечно же, с нетерпением ждали новой сказки. А бабушка не спеша начинала с присказки:

За ступенькою ступенька -

Станет лесенка,

Слово к слову

Ставь складенько -

Будет песенка,

А колечко на колечко -

Станет вязочка.

Сядь со мною на крылечко,

Слушай сказочку.

Я не спешила задавать детям вопросы по содержанию сказки. Мне было интересно, как ребята делятся впечатлениями друг с другом. Я вступала в беседу только тогда, когда возникал спор или создавалось неверное понимание смысла сказки. Но это случалось редко. Чтобы узнать, как же дети запомнили сказку и поняли ее, я подбирала соответствующие игрушки и вносила в группу, обращалась к ребятам: "Дети, посмотрите, из какой сказки пришли эти герои?" Вот тут и начиналась беседа, в которой малыши вспоминали события сказки, поступки ее героев, выявлялось отношение детей к ним. В процессе разучивания сказки я воспитывала у детей активность, инициативу, творческую фантазию, добивалась чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения, развивала у них умение вживаться в образ. В сказку я старалась вовлечь всех детей. Так, в сказке “Аленушка и лиса” восемь персонажей, а я брала подружек Аленушки, зайчиков, прыгающих в лесу, порхающих бабочек. Невозможно перечислить все сказки, над которыми мы работали с детьми. Это "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Сивка-бурка", "Царевна-лягушка", серия сказок из книги "Золотые серпы" и другие. Следующим этапом в нашей работе были конкурсы на лучший рисунок или поделку по мотивам сказки. Самые интересные работы отбирались на выставку для родителей. Затем проводили игру-драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей, если сказка объемная, многоэпизодная. Этот этап –самый кропотливый и длительный, но и самый интересный. Порой бывало очень трудно выбрать кого-либо на роль. Столько желающих! Часто поступала так: вносила предметы ряжения, просила детей угадать, какую сказку будем драматизировать и предоставляла малышам полную самостоятельность. Они создавали сказочные ситуации с использованием атрибутов идекораций именно для данной сказки, выбирали главных героев. Дети, не занятые этим, становились зрителями. Довольны были все. Часто я прибегала и к такому приему, как прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку. Напоминаю медлительному Даниле: "Семеро одного не ждут". Или замечаю, что Кирилл оделся неаккуратно, говорю: "Поспешишь -людей насмешишь". Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события. Гуляем по весеннему парку, любуемся его свежестью и красотой, отмечаю, что "весна красна цветами", об осени: "Осень красна плодами". Из собственных наблюдений дети заключают: "Март -с водой, апрель -с травой". Изучая пословицы о труде, мы с ребятами решили завести картотеку пословиц, поговорок. Дети оказались активными помощниками. Они дома с родителями отыскивали пословицы, запоминали их. В детском саду мы вместе объясняли их смысл, учились понимать, в каких ситуациях можно применить ту или иную пословицу. Таким образом, у нас собралась неплохая картотека и появился иллюстрированная папка-передвижка с пословицами. Все дети могли по картинке назвать пословицу. В повседневной жизни ребята подбадривали друг друга: "Глаза боятся, а руки делают", "Терпенье и труд все перетрут", "Дело мастера боится", "Кончил дело -гуляй смело". Чтобы дети могли лучше запомнить пословицы, я давала им предметы или сюжетные картинки и предлагала назвать соответствующие по смыслу пословицы. В старшей и подготовительной к школе группах дети могли уже самостоятельно организовать конкурс-соревнование между девочками и мальчиками "Продолжи пословицу" или "Кто больше назовет пословиц на какую-либо тему?". Алена начинает: "Человек без друзей, что дерево без корней", Миша тут же вспоминает еще одну пословицу о дружбе: "Дружба и братство дороже богатства". Алена становится капитаном команды девочек, а Миша –команды мальчиков. У девочек уже готов ответ: "ДРУЗЬЯ познаются в беде", "Новых друзей наживай, а старых не забывай". Мальчики тоже не отстают: "Поделись, да не подерись", "Помогай другу везде, не оставляй его в беде".

Загадки-полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки я начинала так, как предлагает Е. И. Тихеева. На стол выставляла несколько игрушек, для каждой подбирала загадку: "Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает", "На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры", "Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетка". Дети быстро отгадывали загадки, ведь загадываемый предмет находился перед глазами. Обращали внимание ребят на меткую образную характеристику игрушки. Позже, когда я приносила ту или иную игрушку в группу и спрашивала, какую загадку можно загадать о ней, дети легко справлялись с этой задачей. Иногда я начинала занятие загадкой. Дети отгадывали, что они будут рисовать или лепить. На прогулке, когда дети наблюдали за деревьями, птицами или сезонными явлениями, я предлагала им соответствующую загадку: "Стоят в лугах сестрички -желтый глазок, белые реснички" (ромашки, "Бел, да не сахар, ног нет, а идет" (снег, "Кричит "крак", червякам -враг" (ворона). Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводились игры "Кто и что это?", "Я загадаю, а ты угадай". Много радости доставляли детям загадки "Подскажи словечко" : "Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как петрушка, ядовитый. (мухомор)". "Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка. Это кто? (Лягушка)".С нетерпением дети ждали вечеров загадок, когда к ним в гости приходила бабушка-загадушка. Она приносила в своей "волшебной корзине" природный бросовый материал для изготовления поделки-отгадки к новой загадке. Поделку тут же мастерили все вместе. Народные загадки часто включаю в музыкальные занятия. Например, перед разучиванием песни “Во поле береза стояла” предлагаю загадку:

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Береза)

В конце каждого месяца в группе организовывали выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества. В играх у старших дошкольников очень популярны игровые зачины -считалки, которые относятся к игровому фольклору. Мои дети –не исключение. К шести годам мои воспитанники уже знают много считалок, но их запас я стараюсь пополнить, выбирая считалки-“заумки” со сложным словарным “наворотом”. Дети седьмого года жизни относительно легко запоминают замысловатую тарабарщину и проговаривают ее с удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую сторону народных игр. Народные игры, в которые входят считалки, приговорки, припевки, дети любят и с желанием в них играют в свободное время. Это “Каравай”, “Кто у нас хороший”, “Теремок” и др. В народных играх, плясках, хороводах дети характеризуют какой-то персонаж (медведя –в игре “У медведя во бору”, кота в игре “Кот Васька” и т. д., изображают картинки жизни (например, в старинной игровой песне“На горе-то калина” гуляют, ломают калину, рвут ветки, вяжут их в пучки и кладут и кладут около дорожки) .Начиная со младшей группы, я учила детей произносить скороговорки. Прочесть скороговорку быстро и отчетливо не просто, но интересно и весело, потому иногда получается ерунда. Сначала мы с детьми изучали текст скороговорки, я учила понимать их смысл скороговорки, а уж потом -быстро и отчетливо проговаривать ее, правильно произносить все гласные и согласные звуки. Скороговорки включала в сценарии праздников (например, игра “Кто кого переговорит?” : водящий –дети, взрослые –дети, взрослые –взрослые, дети -дети).

Расскажите про покупки, про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

Расширяя кругозор детей, знакомлю ребят с народными песнями, музыкальными инструментами.

Хорошим помощником в моей работе являются технические средства –проигрыватель и магнитофон. И на занятиях, и в часы досуга дети слушают в грамзаписи различные мелодии, песни и сказки. С большой радостью дети прослушивают магнитофонные записи, в которых сами принимают участие. Мы записываем мелодии, которые дети исполняют на детских музыкальных инструментах, песни, стихи, инсценировки. С инсценировкой русской народной песни “Где был, Иванушка?” мои дети участвовали в театральном фестивале нашего детского сада на празднике «масленица»

Я предложила детям старшей группы подготовить развлечение для малышей. Ребята с радостью взялись за дело. Всем хотелось участвовать в инсценировке. Дети знали, что из всех желающих я выберу тех, кто наиболее эмоционально, изобретательно исполнит свою роль. Мы провели развлечения для младших групп "Дочка моя -куколка", драматизацию русских народных сказок "Теремок" и "Заюшкина избушка", а также народной потешки " Тень-тень, потетень" с использованием ТСО. Мои "артисты" в костюмах со всей атрибутикой приходили в групповую комнату к малышам, и представление начиналось. Я старалась так организовать развлечение, чтобы малыши были не только зрителями, но и сами принимали участие в действии. Они вместе с моими воспитанниками водили хоровод для куклы Кати (у нее был день рождения, весело танцевали под музыку польки, играли с зайчикомв игру. Такие большие инсценировки, как “Ярмарка”, “Рождество”, “Колядки”, “Масленица”, “Прощай, зима! Приходи весна!” ставили в музыкальном зале совместно с музыкальном работником. Дети рисовали пригласительные билеты нашим гостям. А потом, надев русские костюмы, разносили приглашения по группам. Организуя развлечения, мы ставили перед собой задачу не только повеселить ребят своей группы, но и расширить их знания о народном языке, обогатить их словарь, привить заботливое отношение к малышам.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку "Учите вместе с нами". В нее я записывала потешки, загадки, пословицы, поговорки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Покаждому жанру проводила короткие беседы, консультации, разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчеству ребенку. В уголок для родителей помещала статьи "Что за прелесть эти сказки", "Пословица не мимо молвится", "Загадка -гимнастика для ума". Особенно необходима была помощь родителей, когда мы вплотную занялись драматизацией. Многие дети не могли передать, как бегает медведь или ходит уточка. Все мои советы (побывать в цирке, с сыном или дочерью понаблюдать за домашними животными) не оставались без внимания. И потом, на развлечениях, когда родители видели, как выразительно их ребенок воплощал образ персонажа инсценировки, они были очень довольны. Знакомство с народными произведениями буду продолжать и в этом году. В частности, расширю круг известных детям календарных обрядовых песен русского народа, используя их при колядовании, во время масляничных гуляний, на других праздниках. Буду продолжать начатую уже в среднем дошкольном возрасте работу по ознакомлению детей с небылицами, которые развивают воображение и чувство юмора.

Например:

Как у бабушки Арины

Расплясалась вся скотина.

Заиграли утки в дудки,

Тараканы в барабаны.

Коза в синем сарафане,

Во льняных платках,

В шерстяных чулках,

Так и пляшет, ногой машет.

Журавли пошли плясать,

Долги

ноги выставлять,

Серым хвостиком махать.

Небылицы-перевертыши –это игра, оперирование реальными вещами с нарушениями привычных правил. Подобные игры я начала проводить уже в средней группе. Дети, слушая небылицы хохотали и веселились, просили прочесть небылицу еще раз и еще раз, рассказывали своим родителям. Они знают, что все в них “так не бывает”.В подготовительной группе я планирую изучить с детьми былинных и сказочных героев, узнавать их в произведениях изобразительного искусства, продолжу знакомить с историей русского костюма, его элементами, будем продолжать различать изделия разных народных промыслов. Чтобы жизнь в детском саду была еще интереснее и разнообразнее, мы включили работу по программе “Театр, творчество, дети”, мы будим учить детей вождению кукол, развивая мелкую моторику рук, большое внимание уделяя развитию речи детей через драматизации сказок. С помощью стихов, потешек, поговорок и сказок буду развивать не только эмоциональную отзывчивость, но и закреплю знания об окружающем. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свои народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые мною в работе с дошкольниками, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка или игра, пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине.

Таким образом, мои воспитанники знают и, я надеюсь будут уважать историю и культуру своего народа, уметь эмоционально читать стихи, применять свои знания устного народного творчества в различных ситуациях, принимать участие в утренниках, в школе –будут активны на уроках, а на перемене –смогут сами для себя организовать игру

Публикации по теме:

Обобщение педагогического опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность темы: Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Очень важно, чтобы дети как можно раньше.

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме «Формирование экономических знаний дошкольников» Обобщение инновационного педагогического опыта Прозоровой Ирины Николаевны, воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения.

Обобщение педагогического опыта «Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников» Цель: достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» Тема: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности». Цели: - Формировать умение выполнять полученные знания о.

Обобщение педагогического опыта по теме «Влияние малых фольклорных форм на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» В течении многих лет я работаю над проблемой «Влияние малых фольклорных форм на развитие и воспитание детей». Работу по использованию малых.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной»Обобщение педагогического опыта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной» ОДЕРЖАНИЕ 1. Информация об опыте…. 3 1.1. Условия возникновения и становления опыта…3 1.2. Обоснование актуальности.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта «Люблю тебя, мой край родной» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образу: мать, отец, дом, родная улица, детский сад, всё то что очень дорого с самого.

«Физическое воспитание дошкольников в процессе игры». Обобщение педагогического опыта работы ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ Подготовила: Горн Наталья Владимировна, воспитатель 1 категории. Современные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта «Воспитание ребенка искусством»
Опубликовано: 2 февраля 2019 в 10:55
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение педагогического опыта «Воспитание ребенка искусством»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Жмурина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД