Татьяна Бобохидзе
100 идей нестандартного занятия с детьми по продуктивной деятельности. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
«… Детский рисунок, процесс творчества – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
(В. А Сухомлинский)
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В. А. Сухомлинский
3слайд Актуальность темы заключается в том, что продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе творца, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Публикация «100 идей нестандартного занятия с детьми по продуктивной деятельности, Опыт работы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Темочки
Основная задача взрослого – научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. После того как основные навыки сформированы и у детей появилось больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать ребенку определенную свободу выбора вариантов. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало.
4слайд
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Проведение деятельности с использованием нетрадиционных техник :
• развивает уверенность в своих силах;
• способствует снятию детских страхов;
• развивает пространственное мышление;
• учит детей свободно выражать свой замысел;
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
• развивает чувство фактурности и объёмности;
• развивает мелкую моторику рук;
• развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.
5 слайд
Не забывайте, что свою работу мы должны строить на следующих принципах:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей и задач обучения. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом определенной темы и взаимосвязи всех видов продуктивной деятельности.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Принцип доступности материала.
6 слайд
В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования при использовании нетрадиционных видов продуктивной деятельности в реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие», появляется возможность осуществлять интеграцию, решая задачи таких образовательных областей, как «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие» и «Речевое развитие».
Создавая продукт своей деятельности, ребенок получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Это даёт возможность почувствовать себя созидателем, испытать удовлетворение и даже гордость по поводу своих движений.
7 слайд
Применяя нетрадиционные техники художественно- продуктивной деятельности, вместо готового образца демонстрируется способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами, что дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению ребенка. Применением нетрадиционных материалов и техник в изодеятельности, способствует развитию у ребё нка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Можно сказать, что ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве продуктивной деятельности детей, а в том, что они получают радость от самого процесса, у них стимулируется положительная мотивация, они не утомляются. К тому же при использовании различных нетрадиционных материалов создается ситуация свободного выбора, которая так необходима в художественно-продуктивной деятельности.
В ДОО должны быть созданы необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, на завершении первого уровня образования был не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому виду деятельности.
Получается, что все должны стать творцами?
Да! Пусть одни в меньшей мере, другие - в большей, но обязательно все!
8 слайд
Целью работы нестандартных занятий с детьми по продуктивной деятельности является создание педагогических условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи: Развивать художественное творчество, воображение, фантазию у дошкольников, формировать индивидуальные, интеллектуальные, творческие способности у детей через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.
9 слайд
Нетрадиционные техники продуктивной деятельности разнообразны и интересны по своему содержанию.
Уважаемые коллеги, кому-то они знакомы, а с некоторыми Вы ознакомитесь впервые.
Рассмотрим несколько нетрадиционных техник художественного творчества:
10 слайд
Мы применяем в работе следующие виды техник (их можно увидеть на экране)
11-12-13 слайд
С пластилином работа интересна вдвойне
Вот кораблик качается в синей волне
Пальцами ловко ты проведешь
Картину морскую ты создаешь.
Техника лепки по бумаге проста
Скорее скажи как зовется она? (пластилинография)
1. Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника, которую можно отнести как к изобразительной деятельности так и к продуктивной.
Фон и персонажи изображаются с помощью вылепливания, объекты - выпуклые, рельефные,барельефные.
14 -15 слайд
Ниткография
Ниткография - это выкладывание с помощью ниток (шерстяными, акриловыми, мулине и другими.).контурных изображений различных предметов. Ниточки можно подготавливать в виде шнурка или мелко нарезанной нити.
Работы, выполненные толстой нитью, кажутся объемными и как будто "живыми". Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес, развивается воображение. Конечно, такая работа требует усидчивости и кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити. Формируется плавность, ритмичность и точность движений, рука ребенка подготавливается к письму – развивается мелкая моторика пальцев рук. Благодаря простоте исполнения и малозатратности, ниткография популярна и в наше время.
Эта техника очень нравится детям.
16-17 слайд
Легонько детскою рукою
Был скручен жгутик тоненький такой.
И вмиг увлечет интересное дело
Фантазии в аппликации нет предела.
Как называется волшебное занятие
Для рук, ума и мира восприятия. (аппликация из бумажных салфеток)
Нетрадиционная техника аппликации с использованием бумажных салфеток (салфетки можно подготавливать в виде шариков, жгутиков, а также другие способы).
Бумажные салфетки являются очень хорошим, доступным материалом для работы с детьми. Детям легко поддается этот материал, они с удовольствием создают различные композиции. У них развивается мелкая моторика рук, воображение, фантазия, интерес к результату своей работы. У детей создается радостное настроение, желание сделать что-то необычное.
18-19 слайд
Полоска бумаги ляжет ловко в руке
Карандаш направленье укажет тебе
Спиралью завьется твой лепесток
Что за техника? Вам скажет мастер знаток! (квиллинг)
Бумагокручение (техника квиллинг). В последнее время довольно популярна техника работы с бумагой – квиллинг, или бумагокручение, бумажная филигрань. Техника основана на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей оригинальные изделия. Японцы считают, что искусство бумажная филигрань несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно действительно полезно для творческого и духовного развития детей.
На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.
20 -21 слайд
Сидит девица день и ночь
Усталость увлечением гонит прочь.
Бумага с картоном её арсенал
Пуговок, бусин – полный пенал.
Вяжет и клеит, режет и шьёт
Покоя глазам и рукам не даёт!
Мастерица не мыслит без скрапа себя,
Как свою работу называет она? (скрапбукинг)
Скрапбукинг - это вид творчества, название которого приходит от английского scrapbooking. Слово состоит из двух частей: scrap — вырезка, book — книга или тетрадь.
Скрапбукинг - направление в рукоделии, хобби, которое сегодня становится довольно популярным занятием. Это неудивительно, поскольку данная техника является очень интересным занятием, в особенности для творческих личностей. Скрапбукинг представляет собой аппликацию с безграничными возможностями для фантазии, воображения, творчества. Эта техника включает в себя много других техник (квилинг, торцевание, декупаж и и т. д.) с добавлением различных материалов-украшений. Материалы самые разнообразные, какие только есть под вашей рукой (бусинки, бисер, пуговицы, лоскутки ткани, замки от одежды, ключики и т. д.)На сегодняшний день, в этой технике создаются открытки, шкатулки, сумочки, записные книжки, альбомы.
22 слайд
Есть для лепки хороший рецепт
Проще на свете этого нет!
Здесь есть соль, мука и вода,
Дети радостно скажут Вам «да».
Тесто будем мы месить,
Подарки мамочкам лепить!
Так, педагоги, ответьте, скорей
Что за техника для детей. (тестопластика)
Тестопластика:
Тестопластика с каждым годом набирает свою популярность. Тестопластика воздействует на развитие детей в комплексе. Повышает сенсорную чувствительность, развивает мелкую моторику рук, дети двумя руками начинают работать синхронно, формируется умение планировать работу, вносить изменения. Тестопластика доставляет детям огромное удовольствие. Они не только лепят свои изделия, но и по своему замыслу раскрашивают.
23-24 слайд
Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма.
25 слайд
Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.
26-27слайд
Рисование мыльными пузырями
Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. А вы знаете, что мыльными пузырями можно рисовать? Это очень интересная техника, она порадует и взрослых, и детей. Можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными, переносить на бумагу. Что необходимо для работы : вода в баночке, детский шампунь или
жидкое мыло, гуашь, акварель или пищевые красители, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка. В воду добавьте шампунь или жидкое мыло. Концентрация примерно 1:10 (не строго). Чтобы пузыри были большими и подолгу не лопались, добавьте в воду чуть-чуть желатина или глицерина. Все ингредиенты перемешайте и оставьте постоять на 2-3 дня. Затем профильтруйте раствор через марлю и оставьте в холодильник на 12 часов. Процедуру можно упростить - просто добавив в воду мыльный раствор и красители.
Чем больше красителя, тем ярче цвет пузырей. Все, теперь можно создавать красивые воздушные шары.
1 способ. Берем соломинку для коктейля и начинаем пенить раствор (дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в баночке. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене.
2 способ. Можно снимать поднявшиеся пузыри ложкой и выкладывать на листе. А теперь начинаем всматриваться в узоры мыльных пузырей и фантазировать, дорисовывать.
28 слайд
Рисование мятой бумагой. Она примечательна простотой исполнения и подходит для занятий с самыми юными художниками. Каждый отпечаток получается уникальным, непохожим на другие. Методика позволяет получить изображение цветов, деревьев, облака, солнца, бабочек.
29-30 слайд
Рисование крупой – это то, что нужно. Поэтому, рисунки крупой – очень интересное, познавательное и увлекательное занятие, а самое главное, доступное в приобретении. Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА часть рисунка, на которую непосредственно будет насыпаться крупа. Клей лучше накладывать толстым слоем. Это позволит крупинкам хорошо приклеиться и надежно удержаться на основе. В качестве материала для творчества используются различные сухие крупы (гречка, пшено, манка, рис, перловка и т. д.). Если мы хотим сделать рисунок разноцветным – можно пользоваться разными крупами.
31 слайд
Оттиск листьями или Штампинг
32-33-34 слайд
Оттиск листьями+ техника набрызг жесткой кистью
Нанести кисточкой на верхнюю часть листочка краску (можно одновременно нескольких цветов) и приложить к заранее намеченному месту на бумаге. На данных работах листочки без краски приложены к листу бумаги, так как идет выделение набрызга.
Техника «набрызг» заключается в разбрызгивании капель с помощью зубной щетки или кисти. Зубной щеткой или кисточкой с жесткими щетинками набираем немного краски, а стекой, зубочисткой или пальцем проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу.
35 слайд
Рисование вилкой
Нетрадиционная техника рисования вилкой развивает эстетическое восприятие окружающего мира, развивает мелкую моторику пальцев рук, речь, мышление. При создании рисунка нетрадиционным методом у детей развивается творческое мышление и воображение, воспитывается аккуратность, самостоятельность и внимательность при работе с гуашью и вилкой.
Пример: В нижней части листа изобразите коричневое основание елового ствола.
- Наберите вилкой зеленую гуашь. Начинайте рисовать в определенном направлении от центральной оси: вправо и вниз, затем с той же точки влево и вниз. И так до основания ствола.
- Поверх наложенных боковых отпечатков положите вертикальные или едва расходящиеся в стороны мазки, чтобы елка получилась гуще. При каждом мазке сдвигайте вилку, чтобы еловые ветви получались длиннее.
- Под основанием ствола изобразите синей краской сугробы, двигая вилку то вверх, то вниз.
- Возьмите кисть с жестким ворсом. Держа ее вертикально, натыкайте синей краской падающие снежинки.
- Возьмите ватные палочки. С их помощью сделайте на елке шарики разного цвета.
36 слайд Рисование зубной щеткой
При рисовании вместо кисти можно воспользоваться зубной щеткой. Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро и легко тонировать бумагу, сочетать более светлые и темные оттенки, наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски. Тем самым создается эффект объемности изображения. При помощи техники рисования зубной щеткой можно передать колючую или пушистую фактуру предмета.
Для рисования зубной щеткой как кистью используется гуашь. Важно угадать с консистенцией краски. Если добавить много воды, она будет ложиться сплошным слоем, что не даст нужного эффекта. Но если краска будет слишком сухая, рисунок вообще не получится. Рисунок, выполненный зубной щеткой, выйдет не идеальным, поэтому в конце можно подправить его кисточкой.
Варианты применения техники рисования зубной щеткой:
• для рисования фона рисунка;
• для рисования животных, деревьев, цветов, травы,
• при рисовании земли, воды, неба облаков, дождя, снежных сугробов;
• для рисования двойным мазком.
Зубной щеткой можно передать фактуру многих предметов (листву деревьев, облака, шерсть животных). Изображения, сделанные зубной щеткой, отличаются своеобразной пушистостью и объемностью.
Можно изобразить всем ворсом зубной щетки густую траву, цветы, елочки, крону дерева, песок в пустыне, сугробы, дождь, облака, волны, море. А также же различных животных: кошку, белку, ежика льва, плюшевые игрушки.
Если зубную щетку окунуть в две разные краски, то это позволит получить в работе технику “двойного мазка”. Спектр полутонов и оттенков расширяется и простой детский рисунок выглядит как картина художника. Такая техника подходит для рисования натюрмортов, пейзажей (цветов, травы, деревьев, морских волн).
37 слайд
Рисование воском
Для начала необходимо на белом листе бумаге нарисовать рисунок свечой. Берем кусочек свечи и создаем начертание будущего рисунка. Кстати, можно рисовать не только свечой, но и восковыми карандашами, эффект будет тот же. Поскольку дети не знают о свойстве воска отталкивать воду, для них такой способ рисования покажется волшебным и невероятным.
Чтобы было легче создать эскиз, перед тем как перейти ко второму шагу работы – рисование акварелью, можно предложить вашему малышу сначала нарисовать рисунок простым карандашом, а уже затем обвести его по контуру свечкой.
38 слайд
Граттаж (от французского gratter — «царапать») — это графическая техника, в которой художник выцарапывает рисунок острым резцом на бумажном или картонном листе, залитом тушью. Граттаж также называют воскографией, так как перед заливкой тушью бумагу предварительно покрывают тонким слоем воска. В отличие от гравюры в этой технике мастер создает не форму для печати оттисков, а готовое для демонстрации зрителю изображение.
39 слайд
Мы с вами больше склоняемся к применению традиционных техник. Именно от нас, от нашей заинтересованности, зависит, насколько эффективным будет использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми. Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно нетрадиционные техники продуктивной деятельности создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, повышают активность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности. Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя». Можно действовать, чем хочешь и как захочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает.
40 слайд
Таким образом, применение нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми это
Для педагогов:
-расширение кругозора
- стать партнером для ребенка
-повышение своих профессиональных качеств
Для детей:
- проявление детской активности
- проявление детской инициативы
- раскрепощение
- снятие закомплексованности (боязни, страха сделать ошибку, снятие мышечного тонуса и т. д.)
Для родителей:
- повышение компетенции
- близкое сотворчество, в котором можно решать воспитательные проблемы
Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности - это огромная возможность для всех думать, пробовать, искать, экспериментировать выражать свои мысли в продуктах деятельности.
К тому же творчество успокаивает, расслабляет, т. е. в наше время высоких технологий и быстрого темпа жизни, является своего рода антистрессом.
41 слайд
Результативность опыта
В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром, о чем давно забыло большая часть взрослых.
Результатом работы можно считать не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса.
42 слайд
Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа хочет творить, творите!
Спасибо за внимание!