Екатерина Алексеевна
Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта: «Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через ознакомление с православными и народными праздниками»
Дошкольный возраст является благодатной почвой для формирования духовно-нравственных качеств. В этот период ребенок воспринимает окружающий его мир эмоционально, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки духовно-нравственных качеств. Но, к сожалению, современные дети испытывают дефицит знаний о национальной культуре, традициях, промыслах.
Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2021
Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников является одним из приоритетных направлений нашего ДОУ.
Стоит признать, что дошкольный возраст является благодатной почвой для формирования духовно-нравственных качеств. В этот период ребенок воспринимает окружающий его мир эмоционально, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки духовно-нравственных качеств. Но, к сожалению, современные дети испытывают дефицит знаний о национальной культуре, традициях, промыслах.
Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников является одним из приоритетных направлений нашего ДОУ. В связи с этим на базе нашего ДОУ был организован мини-музей: «Русская изба»
С активным участием родителей.
Интерьер мини - музея составляют подлинные предметы русского быта: самовар, прялка, кочерга, лавки, чугунки, ухваты, домотканые половики, лапти, изделия из бересты, деревянные изделия Хохломской росписи, изделия Гжель. Знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа позволяет обеспечить детям особый комплекс ощущений, пробуждающий интерес к русским традициям.
Ведущая идея открытия музея - организовать в дошкольном учреждении мини-музей, создающий особую развивающую предметно-пространственную среду, способствующую духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста.
Концепция мини-музея основывается на программе кружковой работы, разработанной творческим коллективом ДОУ.
Основной целью мини-музея (программы кружковой работы) «Русская изба» в ДОУ является расширение образовательного пространства для дошкольников создание целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музея; создание условий, обеспечивающих развитие личностных качеств ребенка (самоорганизации, аналитического мышления, коммуникативных навыков и др.); овладение детьми навыками поисковой, исследовательской деятельности; приобщение к народной культуре, духовно-нравственное воспитание.
(Музей переехал в новый кабинет)
Задачи мини-музея:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды
в ДОУ.
- участие в реализации регионального компонента в образовании;
- развитие интереса детей к культуре Тульского края;
- предоставление возможности для выявления в детях творческого потенциала через разработку и оформление экспозиций, поисковую и экспериментальную деятельность;
- выявление, собирание, хранение экспонатов, создание экспозиций мини-музея;
- развитие сетевого взаимодействия детей, родителей, создание информационно-коммуникативного пространства с другими образовательными учреждениями (школа, детский сад, учреждениями культуры и досуга (библиотека, музей).
- осуществление обучения, развития, воспитания, социализации воспитанников дошкольного образовательного учреждения средствами мини-музея.
По итогам работы по программе ребенок знает: основные литературные (фольклорные) жанры; краткое содержание прочитанных литературных произведений;
быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их; использует в игре предметы быта русского народа; создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.
Формы работы мини-музея: «Русская изба»
• Дидактические и народные игры;
• Беседы;
• Занятия;
• Развлечения;
• Мастер-классы по народным игрушкам;
• Театрализованные представления;
• Творческие мастерские;
• Оформление выставок;
• Организация выставок;
• Праздники;
• Проекты;
• Деловые игры;
• Целевые экскурсии;
• Рассматривание картин и составление рассказов;
• Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов;
• Экспериментирование;
• Сотрудничество с семьями воспитанников.
Знакомство с традициями я начинала с устного народного творчества.
Широко использую в своей работе народные сказки, песни, пословицы, поговорки, потешки, колыбельные, и включаю их в разнообразные режимные моменты.
В своей педагогической практике я широко использую инновационный метод проектов. Он позволяет наиболее эффективно сформировать у детей дошкольного возраста интерес к народным традициям и обычаям. Дети и их родители, являясь участниками проекта, собирают информацию, обсуждают её, реализуют и делают выводы. Результаты оформляют в виде стендов, газет, выставок, альбомов.
Мы реализовали следующие проекты:
• «Читаем сказки детям»;
• «Тула – Родина моя!»
• «Тульский кремль- 500 лет»
• «Волшебный сундучок домовенка Кузьки»
• «Чудесный мир русской народной сказки»
• «Матрешка»
• «Народные куклы»
• «Моя семья»
• «Бабушкино рукоделие»
• «Светлый праздник – Пасха»
• «Времена года»
• «Филимоновская игрушка»
• «Во саду ли в огороде»
Наш опыт показал, что лучше всего детьми воспринимаются праздничные мероприятия. Детский праздник – важная часть жизни ребенка. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
За время работы мини-музея: «Русская изба» педагогами разработаны и проведены такие праздники, как:
• «Покров»
• «Осенины»
• «Рождество»
• «Благовещение»
• «Пасха»
• «Троица»
• «Яблочный Спас»
• «Хлебный спас»
Народные праздники - это особые праздники. Предварительно детям разъясняются подробно некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй жизни.
Участие родителей в жизни музея вместе с детьми очень гармонично и положительно влияет на формирование семейных ценностей. Участвуя в праздниках, дети знакомятся обрядами, соприкасаются с народным духом, проникаются уважением к древним народным традициям.
Дети с удовольствием приняли участие в городских конкурсах: «Фестиваль цветов» в музее П. И. Крылова 1 место; в конкурсах музея: «Тульские древности» мы принимали активное участие и занимали призовые места, участвуем в различных библиотечных акциях.
Свой педагогический опыт я стремлюсь распространить:
• выступление на МО;
• участие в конкурсах;
• трансляция в СМИ.
Исходя из вышеизложенного, делаю следующие выводы: проведенная мной комплексная работа позволяет:
• сформировать у детей патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к традициям и культуре;
• расширить знания о многообразии народных праздников и традиций;
• сформировать первые представления о культуре своего народа;
• обогатить словарный запас народным фольклором (дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни);
• сформировать представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
• развить коммуникативные навыки;
Основными необходимыми моментами считаю: укрепление взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию и пополнение развивающей среды в группе.
Поскольку, и в дальнейшем я планирую продолжить работу по теме «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников» подводить итоги моей деятельности еще рано.
Я считаю, что моя работа — это не просто попытка вернуться к нашей старине. Это возможность формировать традиционные ценности, лучшие качества русского народа.