Папки-передвижки

Обобщение опыта «Арт-терапия как метод психодиагностики и психокоррекции в работе с детьми»

Коваленко Надежда Александровна
Обобщение опыта «Арт-терапия как метод психодиагностики и психокоррекции в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

«Арт-терапия как метод психодиагностики и

психокоррекции в работе с детьми».

Актуальность темы:

Метод арт-терапия дословно можно перевести как «лечение искусством». Он признан психологами и психиатрами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека. Это не только прекрасный способ снять стресс и расслабиться, но и возможность раскрыть внутренний мир. Отсутствие ограничений и противопоказаний, позволяет использовать арт-терапию в различных направлениях психотерапии, педагогике и социальной работе. Спектр решаемых проблем огромен. Различные техники арт-терапии используются для преодоления психологических травм, кризисных состояний, потерь, конфликтов, лечения психосоматических и невротических расстройств. Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт-терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности. По сути техники арт-терапии опираются на веру в творческие способности каждого человека. Безусловно, не каждый может стать великим актером, художником или скульптором, но всем людям присуща тяга к прекрасному, желание самостоятельно создать нечто уникальное. Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бессознательным. Арт-терапия эффективна при работе со всеми возрастными группами. Детям, подросткам и взрослым метод позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память. Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии. Групповые занятия помогают развить социальные навыки, а также помочь другим образовательным и воспитательным методам.

Публикация «Обобщение опыта „Арт-терапия как метод психодиагностики и психокоррекции в работе с детьми“» размещена в разделах

Цель психолого-педагогической работы : коррекция и профилактика различных проблем ребенка и повышение уровня собственной компетенции о применении арт-терапии в работе с детьми.

Задачи:

- развитие познавательных функций (восприятия, внимания, мышления, памяти);

- повышение интереса к занятиям;

- коррекция речи и поведения;

- провести цикл мероприятий по заявленной тематике.

Арт-терапи я (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка.

Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

Задачи арт-терапии :

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Получить материал для психодиагностики.

3. Проработать подавленные мысли и чувства.

4. Установить контакт с ребенком.

5. Развить самоконтроль.

6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

7. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Показания для проведения арт-терапии :

Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная "Я-конецпция», низкая самооценка.

Арт-терапия - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия. Арт-терапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности. Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству. Проще говоря, если у человека накопились переживания, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение. Это и есть арт-терапия, но только первый шаг: нарисовать то, что волнует.

Шаг второй: прямо на рисунке изменить ситуацию. Меняя рисунок, человек

одновременно меняет и свое внутреннее представление, находит варианты выхода из самой безвыходной ситуации!

Виды арт-терапии, которые я использовала в работе с детьми : рисование, живопись, лепка, песочная терапия, сказкотерапия и игротерапия.

Арт-терапевтические упражнения я применяла и применяю во время:

- детско-родительских занятий,

- коррекции эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста и школьного возраста (групповая и индивидуальная форма,

- адаптации детей раннего дошкольного возраста (ГКП).

Вот несколько моих методов арт-терапии, которые я использую в своей работе с детьми :

ИЗО-терапия

Занятие

«Что мне нравиться в других и не нравиться

в самом себе»

Ход занятия:

1. Приветствие.

Дети становятся в круг.

Психолог. Доброе утро! Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь, кто стоит справа от меня, назову его ласково по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.

Дети, держась за руки, цепочкой, проходят и садятся на стульчики, расставленные по кругу.

2. Психологическое упражнение «Золотой свет».

Психолог. Садитесь поудобнее и три раза глубоки вдохните. Представьте себе, что при вдохе ваше тело наполняется золотым светом - от головы до кончиков пальцев ног. И когда выдыхаете, представьте себе, что то, что вам мешает, сейчас и нужно, покидает вас. Вы вдыхаете «золотой свет», а выдыхаете неприятные чувства. Дайте расслабиться своему телу, своим плечам и рукам, ногам, расслабьте стопы и ладошки. А теперь каждый останется самим собой. И я обращаюсь к каждому из вас, не называя вас по имени, но все знают, что я обращаюсь к каждому.

Представь себе (с закрытыми глазами, что сейчас чудесный день, над тобой проплывает серое облако, на которое ты можешь положить все то, что тебе в себе не нравится, и все это улетит вместе с облаком.

3. Всплеск чувств и слов: что мне не нравится во мне.

Психолог. Откройте глаза и дайте волю своим чувствам и словам, расскажите, что же вам в вас не нравится.

Дети. Мне в себе не нравится. когда я не слушаюсь старших, ссорюсь со старшей сестрой, спешу и т. д.

4. Эмоциональный этюд «Радуга».

Психолог. А теперь представьте себе, что вы - бабочка, радуга, цветок. Нет никого на свете, кто думал бы, как ты, и чувствовал бы так же, как ты. Ты можешь радовать себя и других только радужными чувствами и добрыми словами.

Расскажите, что вам нравится в других детях (при этом дает игрушечное «сердце»). В хорошее слово мы вкладываем кусочек своего сердца. Мы будем передавать «сердечко» по кругу со словами: «Мне нравится в сидящем рядом со мной Никите, что он хорошо читает, что он красивый. и т. д.

Теперь, услышав о себе хорошие слова, вас переполняют чувства? Какие? (Радости, восхищения, счастья.) А как всем хочется их выразить? (Через танец, пение, рисование.) Каким цветом вы передадите свои чувства? А какими песнями?

5. Рисование своего чувства.

Психолог. Возьмите бумагу и нарисуйте, что в данный момент ощущаете. Подберите цвета, подходящие чувству. Можно рисовать линии, кружки, узоры, картинки. Надо постараться «выплеснуть» свои эмоции через рисунки.

Звучит спокойная музыка, дети рисуют. Затем выходят в центр круга с рисунками, показывают их друг другу и говорят: «Мы вас любим!»

6. Итог занятия.

Психолог. Сегодня мы с вами учились выражать свои чувства и себе, и своим друзьям. Мы постарались заглянуть в себя, в свой внутренний мир, выразить свои чувства через рисунки. Я думаю, нам это удалось. Спасибо!

Дети активно участвуют не только в создании своих рисунков, но и комментируют чужие, отстаивают для себя место на общем фоне

Арт- терапевтическое занятие

Упражнение «Сказка о бабочке сновидений»

Цель: актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.

Материалы и оборудование: лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Процедура:

1. Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Психолог. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. ( Нижеследующий текст предназначен для взрослого: символическое значение бабочки можно объяснить для дальнейшей работы).

Бабочка во многих культурах – символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы. У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у китайцев – бессмертие, досуг в изобилии и радость. Сон также считался подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие. Бабочки помогают душе «вернуться» в свое тело. А на крыльях они несут воспоминания о путешествии души.

2. Можно попросить участников закрыть глаза. Под медитативную музыку психолог рассказывает сказку.

В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов. Днем они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но с наступлением ночи бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру. Каждая бабочка спешит навестить своего человека – ребенка или взрослого.

У бабочки снов удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое. Оно пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто разноцветными пылинками добрых и веселых снов, и если бабочка взмахнет над человеком этим крылышком, то ему всю ночь снятся добрые и приятные сны.

Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и покрыто черной пылью страшных и печальных снов. Если бабочка взмахнет над человеком темным крылом, то ночью ему приснится неприятный или печальный сон.

Каждому человеку бабочка снов дарит и добрые, и страшные сны.

Постарайтесь вспомнить свои самые приятные сны (пауза, а теперь – самые страшные сны. Открывайте глаза.

3. Изготавление коллажа.

Возьмите лист с нарисованным силуэтом бабочки. С помощью цветных карандашей, красок, любых других средств (вырезки из газет, журналов) на одном крыле постарайтесь отразить содержание своего страшного сна, а на другом крыле – содержание приятных снов. В цвете выразите свое эмоциональное отношение к своим снам. Нарисуйте лицо бабочки.

4. После изготовления коллажа клиент представляет свою работу. Дальнейшее взаимодействие психолога с клиентом осуществляется с учетом задач коррекции или консультирования, а также интеллектуальных и рефлексивных возможностей клиента.

Вопросы для обсуждения:

Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?

Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?

Понравилось упражнение, было ли ощущение комфорта?

«Красивый рисунок» — групповое арт-терапевтическое занятие.

Для занятия понадобится лист формата А1 и гуашь. Кроме кистей для рисования можно предложить детям альтернативные вещи: губки, моющиеся игрушки, ватные палочки и даже руки.

Дети располагаются вокруг стола и получают задание нарисовать красивый рисунок. Определяется, будут дети рисовать на своей части пространства или по всему листу, — кто где захочет. Второй вариант более конфликтный и требует постоянного внимания взрослого.

Дети с помощью ведущего договариваются, будет рисунок в виде простых закрашиваний или составит какой-нибудь сюжет. Если у рисунка определена тема, тогда дети распределяют какой элемент, кто будет рисовать.

«Красивый рисунок» задание на снятие напряжения и выражение эмоций. Во время занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои и чужие интересы, учиться быть активными или уступать.

«Продолжи рисунок» — коллективное занятие.

Необходимо взять большой лист (А2, А3, для рисования — карандаши или фломастеры. Чтобы уменьшить тревогу и ответственность детей перед чистым листом, нужно нарисовать одну деталь ведущему (овал, круг).

Нужно договориться об очереди, кто за кем рисует, чтобы поучаствовать смогли все. Когда дети сидят за одним столом, будет проще, если рисунок передают по или против часовой стрелки.

Также, должна быть задана тема рисунка: человек (конкретный – клоун, водолаз, повар, Карлсон или абстрактный, космос, детская площадка, магазин и т. д.

Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Ведущий следит за тем, чтобы дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок должен быть примерно равным.

«Мандала» или рисунок в круге - арт-терапевтическое занятие.

Понадобится нарисовать круг на листе А3. Рисовать можно гуашью, акварелью, карандашами, восковыми мелками и т. д. Рисунок может быть на заданную или на свободную тему. Существуют уже нарисованные мандалы, и ребенок их только раскрашивает, выбрав понравившуюся.

Часто дети не удерживаются в рамках круга и выходят за него. Такие проявления не только не останавливаются, но приветствуются.

Мандала — показательная вещь. Это как бы фокус, в котором сосредоточена жизнь ребенка. Все, расположенное в верхней части круга относится к сознанию, а в нижней части – к подсознанию.

Мандалы для разукрашивания обычно способствуют психологическому успокоению ребенка, сглаживает эмоциональные всплески. Периодически ребенку можно давать не сложные мандалы вместо раскрасок.

Мандала или рисунок в круге – это символ колеса жизни. Его можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и внешних факторов, оказывающих на него влияние.

«Цвета настроений»арт-терапевтическое занятие.

Необходимо взять листы А2 (для основного рисунка) и А3 (для разрисовки) и гуашь. Также еще понадобится палитра.

Сначала с ребенком необходимо провести беседу на тему, какие бывают у человека настроения. Что каждое настроение может иметь свой цвет. Предложите определить настроение для основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный, определения ребенка может не соответствовать общепринятым нормам (например, красный не злой, а праздничный и радостный, черный не мрачный, а задумчивый).

Желательно определения цветов записать, для облегчения диагностики.

Второй этап – попробуйте порисовать на А3 соответствующие настроениям картинки. Грусть можно выразить, нарисовав опавшие листья, радость – воздушные шарики, страх – оружие, и т. д.

Заключительный этап – ребенку дается большой лист А2 и формулируется задание: нарисуй свое настроение. В зависимости от выбираемых ребенком красок, их сочетаний, создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих работ, можно продиагностировать состояние своего ребенка.

Песочная терапия

Упражнение «Здравствуй песок»

Снижение психофизического напряжения. Воспитатель предлагает поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка:

- поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами

одновременно,

- ребенок легко, а потом с напряжением сжимает кулаки с песком, затем медленно

высыпает его в песочницу,

- ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой (внутренней, затем тыльной стороной,

- ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями.

Старшие дети описывают свои ощущения (тепло-холодно, приятно-неприятно, колючее- шершавое и т. д.).

Упражнение «Необыкновенные следы»

Развитие тактильной чувствительности, воображения.

1. «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок.

2. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, перемещая руки в разных направлениях.

3. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

4. «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом).

5. «Крокозябла» - дети создают на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.

Упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке любым способом рисует круг и украшает его различными предметами (камешками, пуговицами, монетами, бусинами и т. д.). После этого ребенок должен дать название своему кругу. Те же манипуляции ребенок производит с отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

Упражнение «Победитель злости»

Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками. Взрослый, а затем ребенок делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Этот процесс временно переключает ребенка, кроме того ребенок переносит на вылепленный шар, свои негативные чувства и вину за «плохое поведение», мысли, чувства. Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость» - ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, также он получает специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней – это дарует ему успокоение, обретение

равновесия и обретения контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен».

Вывод

Я считаю, что использование арт-терапевтических упражнений в

коррекционной работе с детьми дает хороший результат. В процессе творческой деятельности дети быстрее идут на контакт, происходит самораскрытие, снимается тревоги, стресса. Большое количество арт-терапевтических упражнений я провожу с детьми из реабилитационного Центра, и это благотворно повлияло на адаптацию детей. Также я использую различные игры с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, что позволило скорректировать эмоциональное состояние детей и повысить мотивационную сферу.

Публикации по теме:

Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНРИспользование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»» Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУМетод «Мандала» в работе с детьми ДОУ Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория,.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки»Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки» Тема: Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами «Волшебные капельки» Аннотация Рисование на воде – это очень бережный и безопасный метод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Арт-терапия как метод психодиагностики и психокоррекции в работе с детьми»
Опубликовано: 9 февраля 2022 в 15:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта «Арт-терапия как метод психодиагностики и психокоррекции в работе с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Коваленко Надежда Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД