Алена Андреевна Каурова
Обновление РППС в ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольной области образования была и остается важная задача «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», о ней же указано во ФГОС.
Эмоциональное благополучие определяется как положительно эмоциональное самочувствие ребенка, которое характеризуется ощущением значимости, доверия, нужности, и возникает в результате удовлетворения потребностей ребенка в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении.
Темочки:
Одним из важных факторов является построение комфортной развивающей предметно - пространственной среды. От того насколько грамотно организована развивающая среда в группе детского сада во многом зависит психологическая комфортность и эмоциональное благополучие ребенка.
При создании интерьера группы мы должны ориентироваться на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости. Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы дети чувствовали себя уютно, спокойно, расслаблено, комфортно в этом помещении.
Конечно, данные условия могут быть выполнены только при постоянном обновлении РППС. Трактовка слова «обновление» в данном контексте не означает полной перепланировки группового помещения ДОУ или каких-либо других сложных и затратных изменений, а скорее наоборот — дополнение, обновление уже имеющейся РППС, изменение игровых зон, уголков в ней для самореализации воспитанников в разных видах деятельности.
Итак, остановимся подробнее на психологическом и эмоциональном значении каждой зоны или уголка.
1. Зона экспериментирования.
Её психологическая направленность: снятие стресса, снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения, развитие интереса к экспериментированию, умение размышлять и делать простые умозаключения.
Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребенка могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн и прочее. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей.
2. Зона уединения.
Её психологическая направленность: предоставление ребенку возможности ощутить себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий, сопряженных со стрессом в период адаптации: прощание с родителями, привыкание к сверстникам и воспитателям.
Зона уединения может быть оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой из легкой просвечивающейся ткани постельных тонов в форме шатра, шалаша и т. д. или из лент.
3. Зона сенсорного развития.
Психологическая направленность зоны сенсорного или познавательного развития - развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, мелкой моторики рук и тактильных ощущений, речевого и психического развития детей, их познавательной сферы: внимания, мышления, памяти, воображения; выработки эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, к явлениям, предметам и действиям с ними.
В оснащение этого уголка входят игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое.
4. Зона художественно-эстетического творчества.
Психологическая направленность Зоны художественно-эстетического творчества заключается в следующем:
В процессе художественной деятельности дети получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают малыша осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым.
В эту зону могут входить уголок детского творчества, музыкальный уголок, театральный уголок, уголок ряженья, книжный уголок.
5. Спортивная зона.
Её психологическая направленность заключается в снятии мышечного напряжения, выходе агрессии, развитии крупной моторики, ориентировке в пространстве, умении соблюдать правила и работать в команде, в эмоциональном подъеме.
6. Зона патриотического воспитания.
Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны. Развиваются все познавательные процессы, умение рассуждать и испытывать гордость за свою Родину.
7. Игровая зона.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности - учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Игровая зона должна, прежде всего, соответствовать гендерным требованиям - разграничиваться по половозрастным различиям детей, то есть зона для мальчиков и зона для девочек.
8. Конструктивная зона.
Психологические аспекты этой зоны: развитие конструктивного мышления, мелкой моторики, творческого воображения, внимания, координации движений, а также усидчивости, умения доводить свое дело до конца.
Конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного и мелкого конструктора, кубиков и т. д.
9. Зона безопасности.
Её психологическая направленность: развивается уверенность ребенка в себе и своих силах, умение контролировать себя в экстремальных для него ситуациях, также развиваются все познавательные процессы: внимание, зрительная и слуховая память, восприятие, мышление, умение решать логические задачки, умение ориентироваться в пространстве и принимать решение.
Каждая из зон может быть оснащена соответствующей картотекой, например, картотекой экспериментов, картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей и т. д.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам в спокойной и доброжелательной обстановке выбирать интересные для себя занятия и желаемых партнеров для общения, чередовать свою деятельность и удовлетворять эмоциональные потребности в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, эстетических и личностных качеств, формировать предпосылки учебной деятельности, сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей, способствовать эмоциональному благополучию и самовыражению детей. А своевременное обновление этих зон в соответствии с возвратом, поспособствует эмоциональному благополучию детей.