Татьяна Голубева
Обмен опытом «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Гигиеническое воспитание – это часть воспитания, гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения (по определению Н. Б. Мирской).
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Публикация «Обмен опытом „Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников.
В своем выступлении хочу поделится свои опытом, своей работой по данной теме.
Учитывая возрастные особенности детей 2 – 3 лет (непроизвольное внимание, не умеют быстро реагировать на просьбы, быстро устают, отвлекаются, применяю такие приемы, которые позволяют сделать работу с детьми эмоциональной, интересной и результативной. Веселое стихотворение или потешка, коротенькая сценка, разыгранная с помощью любимых игрушек, песенка протекая в определенной ситуации - все это вызывает у детей положительное эмоциональное отношение к действиям самообслуживания. Делаю предварительную установку на процесс например: «Заканчивайте игру, скоро пойдем мыть руки!», это помогает детям переключится с одного вида деятельности на другой. При формировании у малышей навыков самообслуживания продумываю и соблюдаю строгую последовательность, это помогает детям быстрее и легче запомнить их. Большое внимание уделяю показу и подробному неторопливому объяснению каждого элемента действия.
Формирование тех или иных навыков всегда начинаю с мотивации на пример перед мытьем рук беру куклу обращаю внимание детей на нее, как правильно помыть кукле ручки. Или («Какие у Вовочки грязные ручки. Они все в песке. Пойдем помоем.» Затем фиксирую внимание на Вову какие у него чистые ручки потом говорю детям («Посмотрите на Вовочкины руки, какие они чистые, как пахнут душистым мылом. Кто хочет еще помыть?») Обучая детей умыванию, провожу дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши» и т. д. Наблюдая за играми детей, я наблюдала как дети учат кукол умываться и вытирать лицо полотенцем.
К выполнению режимного процесса привлекаю небольшую группу детей, учитываю уровень сформированности их умений. Все действия выполняю вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки, заворачиваю рукава своей одежды и прошу малышей сделать тоже самое, показываю и объясняю как намыливать руки, как их тереть, делая круговые движения кистями, смывать мыло, вытирать руки индивидуальным полотенцем. На данный момент дети все знают свое индивидуальное полотенце. Таким образом дети, с помощью меня постепенно обучаются последовательности этих действий. При этом не забываю что действия должны быть интересными малышам, вызвать у них положительные эмоции. Поддержать хорошее настроение мне помогают стихотворения, песенки, потешки например: «Водичка, водичка умой мое личико»,.» Чистая водичка моет Саше личико., Ой, лады, лады, не боимся мы воды и т. д.)
В процессе обучения детей навыкам самообслуживания не забываю о воспитательных задачах, Например во время умывания приучаю детей к аккуратности (не мочить одежду, не разбрызгивать воду, не мешать друг другу)и т. д. Режимные моменты провожу в спокойной обстановке. Терпение, доброжелательный тон, игровые приемы, вот основные приемы которые я использую в работе с детьми.
Продолжаю учить детей одеваться и раздеваться в определенной последовательности. (застегивать пуговицы, молнии, простые застежки, снимать и одевать штанишки, колготки, юбочки. Справляться с пуговицами и молниями помогают нам игровые элементы. Мы пробуем раздевать и одевать куклу, изучаем молнию на игрушечной сумке и др.
Аккуратно складывать и вешать свою одежду, убирать на место свою обувь. Учу детей благодарить взрослых и сверстников за помощь. Конечно дети не все достигают результата (туфли одевают не на ту ногу, обе ноги попадают в одну штанину, пуговицы «влезают в чужие домики»- петельки и т. д.). Но дети стараются и если они устали или у них не получается им я помогаю, при этом похвалив за старание.
Иногда случается, что дети расшалятся и на предложение убрать вещи в шкафчик не реагируют, В этой ситуации мне помогают песенки, потешки на пример: Саша у нас зайчик, зайчик- побегайчик! Зайчик Саша – скок – поскок, подберет штаны, носок… и т. д.
Любовь и поддержка воспитателя стимулирует активность детей, вызывает у них желание сделать что – то приятное. При правильной организации работы у детей из отдельных усвоенных действий начинают формироваться целостные процессы (деятельность) и многие дети овладевают умыванием, одеванием и раздеванием.
Так же детей продолжаю приучать к опрятности. Формирую навыки пользоваться носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком. Самым действенным приемом выработкой или иной привычки является напоминание: «Настя вытри носик пожалуйста».
Кормление – очень ответственный момент в режиме.
Организация кормления в нашей группе проходит так: дети приходят с прогулки, раздеваемся по последовательности, мотивирую детей к мытью рук и по мере раздевания идем мыть руки. Для мотивации использую любимую игрушку, персонажа из сказки и т. д. и на протяжении всего процесса не забываю про нее, мы с ними здороваемся, сажаем за стол. После как помыли руки дети садятся каждый на свое место, все дети на данный момент в моей группе знают свое место за столом.
Во время еды малышей продолжаю приучать проявлять самостоятельность, аккуратно, не торопясь есть, не разговаривать с набитым ртом, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Пользуясь салфеткой, ребенок усваивает то, что надо есть аккуратно. Так же слежу за осанкой во время еды. Во время приема пищи я детям желаю приятного аппетита и дети мне отвечают- спасибо. Выходя из - за стола все дети научились задвигать свой стульчик и благодарить за еду.
Также ведется взаимодействие с родителями : беседы и консультации, на пример: «Чистота залог здоровья», «Как привить к / г навыки детям раннего возраста», «Как нужно одевать ребенка на прогулку», и многое другое.
Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому в беседе с родителями подчеркиваю, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них и им самим нужно следить за своим поведением в общении с детьми.
В заключение хотелось бы отметить, что культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса,
высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду, навыков.