ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА КАРНАУХОВА
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста «Чистюля»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия связанные с принятием пищи, одеванием, умывание повторяются систематически и является органической потребностью.
При формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста идет простое усвоение норм и правил поведения, что является чрезвычайно важным процессом социализации малыша. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Публикация «Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста „Чистюля“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Проекты
- Темочки
Как не важны навыки, не следует забывать что, одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые должны подавать пример во всем и требуя от ребенка выполнения определенных правил, сами всегда их должны соблюдать, быть аккуратными, внешне опрятными и т. п. Что в настоящее время не всеми родителями соблюдается в связи с нехваткой времени, или в связи с непониманием или незнанием важности данного вопроса.
Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Для формирования культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни я решила использовать игровой творческий проект «Чистюля»
Возраст детей : 2 года
Участники проекта : воспитатели, младший воспитатель, родители, дети.
Тип проекта
1. По методу – игровой, творческий;
2. По содержанию – ребенок – семья - здоровье;
3. По длительности – среднесрочный - 3 месяца.
Идея проекта :
«Чистота – залог здоровья».
Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
Постановка проблемы
• При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих, родителей и остальных членов семьи.
• Обеспечение постоянного, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил, ведет к усвоению ребенком всех доступных ему навыков.
• Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т. е. перехода их в стойкие привычки.
Цель проекта
Формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представления о ценности здоровья: здоровье начинается с чистоты тела, «чистота», «красота», «здоровье» – это неразделимые понятия.
Задачи проекта по образовательным областям:
Физическое:
• Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
• Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
• Формирование навыков поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
• Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
• Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию у детей навыков личной гигиены дома.
• Формировать умения пользоваться, мылом, полотенцем.
• Знакомить с элементарными представлениями о том, как нужно заботиться о своём здоровье.
Социализациально-коммуникативное:
• Поощрять участие детей в совместных играх, развивать интерес к различным видам игр.
• Поощрять желание жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.
• Содействовать доброжелательному общению детей друг с другом.
• Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении (название и назначение предметов личной гигиены, одежды, посуды и т. д.).
Познание:
• Развивать восприятие, создавая условия для ознакомления детей с цветом формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (тёплый, холодный, твёрдый, мягкий, пушистый и т. д.)
• Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением (предметы гигиены, посуда, одежда и др.) .
• Познакомить детей со свойствами воды, мыла.
Чтение художественной литературы:
• Познакомить детей с литературными произведениями: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», фольклорными произведениями про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.
• Развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения.
Ожидаемый результат
Дети:
устойчивая потребность в соблюдение навыков личной гигиены и опрятности в повседневной жизни;
проявление умений правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим внешним видом;
обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности.
Родители:
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
повышение компетентности родителей в развитие навыков личной гигиены;
повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
1 ЭТАП: ОРГАНИЗАЦИОННО – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.
• Составление картотек игр и литературного материала по теме проекта.
• Доведение до родителей важности темы проекта.
К числу основных условий успешного формирования культурно- гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в игровой, трудовой, образовательной и в самостоятельной деятельности. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления.
В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдение общественных норм и этикета. Ученые выделяют следующие виды культурно-гигиенических навыков : умывание, чистка зубов, причёсывание, одевание, чистка и мытьё обуви, уход за верхней одеждой, уборка постели, приём пищи, питьё, в туалете (пользование туалетной бумагой, мытьё рук после туалета, перемена одежды с учётом погоды, содержание личных вещей в порядке).
Учитывая современные требования СанПиН, мы, конечно, исключили из планирования чистку и мытьё обуви, уборку постели. Но проводили работу по обучению детей умению вытирать обувь о коврик или решётку, обметать обувь от снега веником в зимнее время, аккуратному складыванию пижамы после сна. Так как в нашем детском саду в данное время не практикуется чистка зубов, то мы проводили работу по выработке правильного навыка полоскания рта после еды.
Многие формы и методы работы, используемые в режимных моментах, повторяются ежедневно.
Содержание работы в ходе режимных моментов.
Умывание:
• правила поведения в умывальной комнате (не толкаться, мыть руки по очереди, подходить к раковине по двое и т. п.)
• последовательность действий при мытье рук (закатывание рукавов при необходимости, правильное намыливание, смывание пены, отжимание рук) ;
• вытирание лица, рук и последовательность действий;
• правильное пользование полотенцем;
• кратность мытья рук;
• пользование расческой;
• содержание носа в чистоте;
• пользование носовым платком.
В процессе одевания и раздевания необходимо отрабатывать:
• правильную последовательность одевания и раздевания (предложить воспитателям воспроизвести последовательность) ;
• умение аккуратно складывать одежду (предложить воспитателям рассказать о способах складывания, продемонстрировать) ;
• правильное размещение её в шкафу, на стульчике (уточнить что где храним) ;
• хранение физкультурной формы (уточнить) ;
• способы ухода за одеждой: расправлять, выворачивать, просушивать;
• Умение застёгивать и расстегивать разнообразные виды застёжек;
• Умение обращаться с просьбой и благодарить за оказанную услугу;
При проведении закаливающих процедур:
• ценность здоровья;
• необходимость закаливания,
• правильная осанка;
• бережное отношение к своему телу;
• функциональное назначение частей тела и органов чувств;
• Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения во время закаливания.
Во время приё ма пищи:
• знакомство с правилами поведения во время еды, столовым этикетом;
• пользование столовыми приборами;
• пользование салфеткой;
• культурой еды : жевать с закрытым ртом, наклоняться над тарелкой, отламывать кусочки котлеты, запеканки, есть ягоды из компота ложкой, после того как выпит компот и т. д. (предложить воспитателям продолжить) ;
• полоскание рта после еды (уточнить, как правильно это нужно делать) ;
• польза разнообразных продуктов;
• функциональное назначение частей тела и органов чувств;
• правилами выхода из-за стола;
• переноса посуды (чашка, блюдце).
2 ЭТАП: ПРАКТИЧЕСКИЙ
В каждом месяце проводили регулярные сюжетно-ролевые и дидактические игры, моделирующие общественную культуру поведения и навыки пользования предметами личной гигиены, столовыми приборами, умение самостоятельно одеваться и раздеваться, а также использование различных речевых упражнений (стишки, потешки) и чтение художественной литературы для детей раннего возраста. Главным критерием отбора игр доступность восприятия и наглядность (яркие цвета, простые формы игровых элементов). Так как у детей раннего возраста концентрация внимания довольно низкая, игры формируются и проходят в небольшом временном интервале. Большое внимание уделяли интерактивности, максимальности вовлечения детей в игровой процесс для большей заинтересованности. Также использовали контрастное разнообразие игр: чередование по видам деятельности, по сложности, по длительности и т. д.
В процессе повседневной работы с детьми стремились к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. Выделяем понятия «умения» и «навык». Умения - это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний. Навык - это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Навык, ставший потребностью - это привычка. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении проекта сочетали словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. Детям понравились литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и «Девочка чумазая». На их основе мы разыгрывали маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима мы находили благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Месяц. Наименование навыка. Цель. Наименование игр.
Январь Навык мытья рук. Учить детей подворачивать рукава одежды перед умыванием и мытьём рук с помощью взрослого. Д/ и: «как мы моем ладошки и отжимаем ручки»
Заучивание потешки: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит»
Навык культуры еды Формировать навык аккуратной еды, правильно пользоваться ложкой. Д/ и: «Напоим куклу чаем», «Сварим куклам суп»
Навык пользования носовым платком Знакомство с предметами личной гигиены (мыло, полотенце, расческа, носовой платок). Упражнение «Умывалочка»
Д/и «Расчешим куклу»
Заучивание потешки: «Расти коса до пояса»
Навык одевания и раздевания Учить снимать одежду в определённой последовательности и вешать на стул Игра «Уложим мишку спать».
Заучивание потешки : «Потянемся»
Февраль Навык мытья рук Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Игра «Умоем куклу Машу»
Использование потешки «Водичка-водичка»,
Педагогическая ситуация «Покажи чистые ладошки»
Навык одевания и раздевания. Учить детей одевать колготки, шорты, просить о помощи взрослых, при раздевании вешать вещи на стульчик, воспитывать самостоятельность. Учить детей складывать и убирать одежду в шкаф после прогулки. Д/ и: «Что за чем?», «Тепло оденем куклу», «Наведи порядок»
Навык культуры еды Учить детей принимать правильное положение за столом во время еды держать хлеб в левой, а ложку в правой руке (дети-левши наоборот). Д/и «Игрушки в гостях у ребят»
Стихотворение «Про ложку» В. Берестов
Навык пользования носовым платком Учить ребенка пользоваться носовым платком. Игра "Кукла заболела"
Проведение род. собрания. Тема: Воспитание детей культурно-гигиенических навыков.
Март Навык мытья рук Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки. Чтение (отрывок) «Мойдодыр» К. Чуковского; использование потешки «Ой лады, лады, лады не боимся мы воды…»
Д/ и:«Купание куклы»
Упражнение «Мыльные пузыри»
Навык одевания и раздевания Учить застёгивать и расстегивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, застёгивать и расстегивать «липучки». Игра:«Научим куклу раздевать после прогулки», «Оденем куклу на прогулку»
Дид. игры «Застёжки-шнурочки», «Волшебные пуговки»Навык культуры еды Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам, использование салфеток (не снимать во время еды, не играть ими). Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды. «Этикет для карапузов»,
Д/ и : «Маша обедает», «Накроем на стол»
«Кукла учится у ребят аккуратно кушать» - визит куклы на обед, полдник, ужин
Навык пользования носовым платком. Учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком. Упражнение «Носики-курносики»
Составление презентации по данному проекту, для дальнейшей защиты проекта.
Особое внимание необходимо уделить работе с родителями. Планирование проведения следующих консультаций:
1. «Как приучить ребёнка мыть руки»
1.«Как правильно одевать ребёнка на прогулку»
2.«Как привить детям культурно – гигиенические навыки»
3.«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»
Проведение родительского собрания: «Воспитание навыков самообслуживания.
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Прививая детям дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка и формируем основы здорового образа жизни.
Именно в дошкольном детстве ребенок с удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической культуры, с интересом изучает себя, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настроение, одежда сложена аккуратно). Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взрослого, стремясь самостоятельно повторить положительное действие. В этом возрасте ребенок способен правильно совершать процессы умывания, мытья рук, ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, помочь в организации процесса питания, правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой, аккуратно есть, стремясь к самостоятельным действиям.
Таким образом, воспитание культурно - гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу - воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н. К. Крупская - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье».
ИТОГИ ПРОЕКТА
ДЕТИ:
В процессе работы дети самостоятельно научились мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем. Большинство детей научились держать ложку правильно, есть самостоятельно или при небольшой помощи взрослых. Также постепенно дети учатся самостоятельно пользоваться предметами личной гигиены – носовым платком, полотенцем, горшком. Дети постепенно усваивают порядок одевания и раздевания.
Дети расширили и закрепили знания о культуре гигиены, о её важности для поддержания и сохранения здоровья, приобрели новый познавательный опыт. Познакомились с произведениями на тему «Гигиена». У детей расширился словарный запас. Они осознанно выполняют гигиенические процедуры. Умеют замечать непорядок в одежде и устранять его. Дети с желанием и интересом принимали участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
РОДИТЕЛИ:
Повысилась заинтересованность родителей в вопросах воспитания у детей культурно – гигиенических.
- родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
- принимают активное, живое участие в жизни группы;
- проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
- проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
- осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.