Ульяна Широбокова
Обеспечение условий взаимодействия с родителями в процессе ОЭР для формирования позитивных нравственных качеств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Широбокова Ульяна Анатольевна.
Воспитатель.
ГБДОУ детский, сад № 110 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга «Эрмитажный детский сад», стаж работы 11 лет, первая квалификационная категория. Телефон: 273-68-04 email : doy-110fontanka@mail.ru
Обеспечение условий взаимодействия с родителями в процессе ОЭР для формирования позитивных нравственных качеств дошкольников.
Публикация «Обеспечение условий взаимодействия с родителями в процессе ОЭР для формирования позитивных нравственных качеств дошкольников» размещена в разделах
Аннотация: в статье раскрыты формы взаимодействия с детьми и их родителями для формирования позитивных нравственных качеств дошкольников в условиях ФГОС ДО. Из опыта работы ГБДОУ № 110 «Эрмитажный детский сад».
Ключевые слова: защитники Отечества, проектная деятельность, театральная деятельность, работа с родителями, нравственные качества.
Одной из задач ФГОС является формирование позитивных нравственных качеств детей : мужества, благородства, достоинства, понимания функции мужчины как покровителя более слабых, защитника семьи и Отечества.
Одна из тем авторской программы Н. Б. Кутьиной «Воспитание культурой» - «Защитники Отечества» - как нельзя лучше подошла для решения всех этих задач. Педагоги совершенствовали свои профессиональные умения на примере проектной деятельности, осваивая межгрупповой проект «Богатыри» и нетрадиционные формы взаимодействия с детьми. В рамках работы над проектом для родителей были организованы групповые консультации по теории Ф. Адлера для решения различных поведенческих проблем, связанных с детьми. Так зародился межгрупповой подпроект средней и подготовительной групп «Богатыри», ставший частью главного проекта детского сада «Защитники Отечества».
Прежде, чем приступить к реализации проекта, педагоги прошли обучение, познакомились с новыми образовательными стандартами, с понятиями и содержанием мультикультурной компетентности, с технологией реализации проектной деятельности. Изучили материал о богатырях, определили задачи проекта, самая главная из них - сформировать представления детей о качествах богатыря как защитника Отечества и покровителя слабых, его подвигах на Руси.
Затем был разработан план взаимодействия с детьми и их родителями. Конечными продуктами было запланировано:
• сценарии театральной постановки спектакля «Три богатыря» и вечера досуга «Богатырская сила»
• выставки детских работ «Меч для богатыря» и аппликация «Щит»
• план экскурсии в Государственный Русский Музей «Богатыри»
• альбом «Мой богатырь» (после посещения с родителями Государственного русского музея (ГРМ)
• материалы групповых консультаций родителей по решению проблемных задач, связанных с воспитанием детей.
Большой акцент в этой работе был сделан на театрализованную деятельность, т. к. в ее процессе дети погружались в мир Древней Руси, знакомились с образами сказочных героев - богатырей в театральной постановке спектакля. Как показал практика, эта форма воздействия на ребенка с помощью образов и сюжетов театральной деятельности дает ощутимые результаты.
В контексте образа былинного богатыря одной из главная задача у педагогов подготовительной группы была воспитывать в детях заботу о малышах, о более слабых. Известно, что дети усваивают с большим интересом ту информацию, которая поступает от их сверстников. Мы решили попробовать взаимоинформирование, взаимообогащение и, подготовив презентацию «Богатыри» силами педагогов, родителей и детей, подготовительная группа отправилась в среднюю, чтобы представить свой творческий продукт и рассказать малышам: Кто такие богатыри? Как они защищали Родину? Почему их любили и уважали на Руси?
После того, как дети средней группы прослушали презентацию подготовительной группы, важно было, чтобы малыши сами захотели узнать по этой теме больше информации. Наша задача была - поддержать их желание. Поэтому в мини-музее группы, который мы называем «Домашний» (т. к. он является образцом для возможных коллекций у ребенка дома, была создана выставка: из театральных кукол, иллюстраций о богатырях, книг, дидактических игр, раскрасок. Доспехи, оружие, былины заинтересовали детей, они стали задавать вопросы: кто это такие, где их можно увидеть и какие они. Таким образом, была создана мотивация у детей и родителей для участия в межгрупповом проекте «Богатыри».
Для реализации его были созданы центры различных видов деятельности: Центр речевой деятельности, в который собрали книги, репродукции, загадки, пословицы, Центр конструктивной деятельности, в котором дети могли мастерить оружие богатырей, доспехи и др., Центр изобразительной деятельности, где образ Богатыря отражался в разных видах изодеятельности. Во время занятий воспитатели старались заложить в понимание детей образ богатырей – сильных, смелых, отважных, героических людей. Здесь же были размещены репродукции картин о богатырях русских художников.
Главным, системообразующим центром проекта стал Центр театрализованной деятельности. За основу будущего спектакля взяли мультфильмы про трех богатырей. Ключевой задачей стало привлечение родителей к совместной деятельности для решения, в том числе, проблем, связанных с непослушанием детей. Образы богатырей очень хорошо помогли в этом процессе. Совместно с родителями создали коллекцию деревянных кукол (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Змей Горыныч, Забава, Князь и т. д.). Мы собрали готовые куклы-игрушки, но можно было воспользоваться другими вариантами: на мастер-классах сделать своими руками игрушки из ложек, из скорлупы и т. д. Когда наша коллекция кукол была собрана, мы познакомили детей со сказкой «Три Богатыря» способом драматизации.
В период подготовительной работы к спектаклю дети играли в дидактические игры «Одень богатыря в поход», «В гостях у сказки», так же играли в подвижные игры «Самый сильный», «Кто быстрее?».
Через театральные этюды ребята упражнялись в развитии эмоций для передачи разных характеров героев, в частности, отработали 4 этюда по непослушанию. Мы убедились, что благодаря различным формам театрализованной игры дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества, творческие и психические способности, преодолевают свои поведенческие проблемы.
Например, проблема привлечения внимания – образ змея-Горыныча (Горыныч непослушный и все время мешает Богатырям подкрасться незаметно к врагу). Обсуждая с детьми этот образ, пришли к выводу, что, по сути, Горыныч хотел выделиться, поэтому он и вел себя таким образом.)
Проблема борьбы за власть – образ Тугарина Змея (пытается доказать, что нужно делать так, как он хочет, постоянно утверждает свое главенство). Обсуждая с детьми этот образ, дети осознали, что такие действия отталкивают людей, что с таким персонажем никто не будет дружить.
Проблема мести – Соловей-разбойник (свистит в отместку, потому что завидует богатырям). Рассуждая с детьми о причинах поступков Соловья-разбойника, пришли к выводу, что месть не приносит позитивных результатов, лучше стремиться развивать у себя те качества, которые вызывают зависть.
Проблема чувства неполноценности - Баба яга (она вредит героям, притворяясь немощной и слабой). Дети в процессе беседы это поняли, и стали по-другому относиться к такому способу поведения, хотя, конечно, в реальной жизни эта проблема, как и другие, требует достаточно длительных усилий и взрослого, и ребенка.
В результате, благодаря образам этих сказочных персонажей, дети лучше поняли истоки отрицательных качеств, увидели их в себе и осознали средства позитивного преодоления негативных ситуаций.
Реализация проекта прошла интересно в совместной деятельности с детьми и их родителями. Удовольствие при этом получили и дети, и взрослые.
Остановимся подробнее на работе с родителями. К сожалению, в силу занятости, родители не всегда считают нужным участвовать в работе детского сада. Мы попробовали привлечь родителей к участию в мастер-классах по изготовлению оружия для богатырей, с тем, чтобы попутно решать и психологические задачи. Во время изготовления оружия мы смогли обсудить проблемную ситуацию, которая произошла в одной семье. Родителям была предоставлена возможность высказать своё мнение по этому вопросу, и они стали делится своими успехами или неудачами. Эта, преднамеренно созданная ситуация, устраняет неловкость, которую могли бы испытывать наши родители, приходя специально на консультацию.
Преимущество в том, что они не чувствовали себя одинокими в своих проблемах по воспитанию детей, а интерес других родителей всех ободрил. После обсуждения похожих ситуаций участникам мастер-класса было предложено обратить внимание на собственные чувства.
Как известно, переживание родителей – это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка. Если ребенок борется за внимание, прибегая к непослушанию, то у родителей возникает раздражение. А когда происходит стойкое непослушание воле родителям, то у родителей возникает гнев. Если скрытая причина – месть, то ответное чувство у родителя - обида. И при переживании ребенка состояния неблагополучия, родитель оказывается во власти безнадежности, а порой и отчаяния.
После проговаривания их чувств, мы попробовали в форме обсуждения поговорить, кто в каком своем случае распознал неправильную цель своего ребенка: привлечение внимания, борьба за власть и др. (по Ф. Адлеру). Так как все собрались на мастер-классе, то было предложено родителям разыграть ситуацию-этюд на привлечение внимания: родители делились на группы, где одни играли роли детей, другие изображали самих себя.
Этот опыт оказался удачным, он даже послужил толчком к созданию театрально-психологической студии, где будут участвовать и родители, и воспитатели сада.
Поскольку проект - межгрупповой, мы должны были установить обратную связь с детьми подготовительной группы, чтобы у детей более старших был стимул и в дальнейшем проявлять заботу о младших, чтобы они почувствовали, что их труд не пропал даром. Мы подготовили с детьми средней группы кукольный спектакль, показали его и в средней группе для всех детей, и в подготовительной группе. Детям средней группы очень понравился спектакль, а тем детям подготовительной группы, кто не участвовал, захотелось попробовать свои силы.
В результате проектной деятельности родители были вовлечены в активную совместную работу со своими детьми, повысили педагогическую компетентность, получили способы проведения совместного досуга с детьми. В некоторых семьях родились традиции, полезные для достижения в семье гармонии и взаимопонимания. Нами были разработаны рекомендации по преодолению вышеназванных поведенческих проблем у детей.
Таким образом, сотрудники детского сада освоили технологию проектной деятельности, наладили более тесный доверительный контакт с родителями и детьми, стали еще более дружной командой.
Список источников:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников». М., Мозаика-Синтез, 2008 г., стр. 1-18.
2. Кутьина Н. Б. Авторская программа «Воспитание культурой. Ребёнок XXI века». СПб, «Союз художников» 2010 г., стр. 42-45.
3. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». М., АРЕТИ, 2004 г. стр. 5.
4. Бернис Б. Грюнвальд, Гарольд В. Макаби «Консультирование семьи. Практическое руководство». Когито-центр, 2008 г. стр. 60-75.