Приложение МААМ

Обеспечение условий взаимодействия с родителями в процессе ОЭР для формирования позитивных нравственных качеств дошкольников

Ульяна Широбокова
Обеспечение условий взаимодействия с родителями в процессе ОЭР для формирования позитивных нравственных качеств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Широбокова Ульяна Анатольевна.

Воспитатель.

ГБДОУ детский, сад № 110 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга «Эрмитажный детский сад», стаж работы 11 лет, первая квалификационная категория. Телефон: 273-68-04 email : doy-110fontanka@mail.ru

Обеспечение условий взаимодействия с родителями в процессе ОЭР для формирования позитивных нравственных качеств дошкольников.

Публикация «Обеспечение условий взаимодействия с родителями в процессе ОЭР для формирования позитивных нравственных качеств дошкольников» размещена в разделах

Аннотация: в статье раскрыты формы взаимодействия с детьми и их родителями для формирования позитивных нравственных качеств дошкольников в условиях ФГОС ДО. Из опыта работы ГБДОУ № 110 «Эрмитажный детский сад».

Ключевые слова: защитники Отечества, проектная деятельность, театральная деятельность, работа с родителями, нравственные качества.

Одной из задач ФГОС является формирование позитивных нравственных качеств детей : мужества, благородства, достоинства, понимания функции мужчины как покровителя более слабых, защитника семьи и Отечества.

Одна из тем авторской программы Н. Б. Кутьиной «Воспитание культурой» - «Защитники Отечества» - как нельзя лучше подошла для решения всех этих задач. Педагоги совершенствовали свои профессиональные умения на примере проектной деятельности, осваивая межгрупповой проект «Богатыри» и нетрадиционные формы взаимодействия с детьми. В рамках работы над проектом для родителей были организованы групповые консультации по теории Ф. Адлера для решения различных поведенческих проблем, связанных с детьми. Так зародился межгрупповой подпроект средней и подготовительной групп «Богатыри», ставший частью главного проекта детского сада «Защитники Отечества».

Прежде, чем приступить к реализации проекта, педагоги прошли обучение, познакомились с новыми образовательными стандартами, с понятиями и содержанием мультикультурной компетентности, с технологией реализации проектной деятельности. Изучили материал о богатырях, определили задачи проекта, самая главная из них - сформировать представления детей о качествах богатыря как защитника Отечества и покровителя слабых, его подвигах на Руси.

Затем был разработан план взаимодействия с детьми и их родителями. Конечными продуктами было запланировано:

• сценарии театральной постановки спектакля «Три богатыря» и вечера досуга «Богатырская сила»

• выставки детских работ «Меч для богатыря» и аппликация «Щит»

• план экскурсии в Государственный Русский Музей «Богатыри»

• альбом «Мой богатырь» (после посещения с родителями Государственного русского музея (ГРМ)

• материалы групповых консультаций родителей по решению проблемных задач, связанных с воспитанием детей.

Большой акцент в этой работе был сделан на театрализованную деятельность, т. к. в ее процессе дети погружались в мир Древней Руси, знакомились с образами сказочных героев - богатырей в театральной постановке спектакля. Как показал практика, эта форма воздействия на ребенка с помощью образов и сюжетов театральной деятельности дает ощутимые результаты.

В контексте образа былинного богатыря одной из главная задача у педагогов подготовительной группы была воспитывать в детях заботу о малышах, о более слабых. Известно, что дети усваивают с большим интересом ту информацию, которая поступает от их сверстников. Мы решили попробовать взаимоинформирование, взаимообогащение и, подготовив презентацию «Богатыри» силами педагогов, родителей и детей, подготовительная группа отправилась в среднюю, чтобы представить свой творческий продукт и рассказать малышам: Кто такие богатыри? Как они защищали Родину? Почему их любили и уважали на Руси?

После того, как дети средней группы прослушали презентацию подготовительной группы, важно было, чтобы малыши сами захотели узнать по этой теме больше информации. Наша задача была - поддержать их желание. Поэтому в мини-музее группы, который мы называем «Домашний» (т. к. он является образцом для возможных коллекций у ребенка дома, была создана выставка: из театральных кукол, иллюстраций о богатырях, книг, дидактических игр, раскрасок. Доспехи, оружие, былины заинтересовали детей, они стали задавать вопросы: кто это такие, где их можно увидеть и какие они. Таким образом, была создана мотивация у детей и родителей для участия в межгрупповом проекте «Богатыри».

Для реализации его были созданы центры различных видов деятельности: Центр речевой деятельности, в который собрали книги, репродукции, загадки, пословицы, Центр конструктивной деятельности, в котором дети могли мастерить оружие богатырей, доспехи и др., Центр изобразительной деятельности, где образ Богатыря отражался в разных видах изодеятельности. Во время занятий воспитатели старались заложить в понимание детей образ богатырей – сильных, смелых, отважных, героических людей. Здесь же были размещены репродукции картин о богатырях русских художников.

Главным, системообразующим центром проекта стал Центр театрализованной деятельности. За основу будущего спектакля взяли мультфильмы про трех богатырей. Ключевой задачей стало привлечение родителей к совместной деятельности для решения, в том числе, проблем, связанных с непослушанием детей. Образы богатырей очень хорошо помогли в этом процессе. Совместно с родителями создали коллекцию деревянных кукол (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Змей Горыныч, Забава, Князь и т. д.). Мы собрали готовые куклы-игрушки, но можно было воспользоваться другими вариантами: на мастер-классах сделать своими руками игрушки из ложек, из скорлупы и т. д. Когда наша коллекция кукол была собрана, мы познакомили детей со сказкой «Три Богатыря» способом драматизации.

В период подготовительной работы к спектаклю дети играли в дидактические игры «Одень богатыря в поход», «В гостях у сказки», так же играли в подвижные игры «Самый сильный», «Кто быстрее?».

Через театральные этюды ребята упражнялись в развитии эмоций для передачи разных характеров героев, в частности, отработали 4 этюда по непослушанию. Мы убедились, что благодаря различным формам театрализованной игры дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества, творческие и психические способности, преодолевают свои поведенческие проблемы.

Например, проблема привлечения внимания – образ змея-Горыныча (Горыныч непослушный и все время мешает Богатырям подкрасться незаметно к врагу). Обсуждая с детьми этот образ, пришли к выводу, что, по сути, Горыныч хотел выделиться, поэтому он и вел себя таким образом.)

Проблема борьбы за власть – образ Тугарина Змея (пытается доказать, что нужно делать так, как он хочет, постоянно утверждает свое главенство). Обсуждая с детьми этот образ, дети осознали, что такие действия отталкивают людей, что с таким персонажем никто не будет дружить.

Проблема мести – Соловей-разбойник (свистит в отместку, потому что завидует богатырям). Рассуждая с детьми о причинах поступков Соловья-разбойника, пришли к выводу, что месть не приносит позитивных результатов, лучше стремиться развивать у себя те качества, которые вызывают зависть.

Проблема чувства неполноценности - Баба яга (она вредит героям, притворяясь немощной и слабой). Дети в процессе беседы это поняли, и стали по-другому относиться к такому способу поведения, хотя, конечно, в реальной жизни эта проблема, как и другие, требует достаточно длительных усилий и взрослого, и ребенка.

В результате, благодаря образам этих сказочных персонажей, дети лучше поняли истоки отрицательных качеств, увидели их в себе и осознали средства позитивного преодоления негативных ситуаций.

Реализация проекта прошла интересно в совместной деятельности с детьми и их родителями. Удовольствие при этом получили и дети, и взрослые.

Остановимся подробнее на работе с родителями. К сожалению, в силу занятости, родители не всегда считают нужным участвовать в работе детского сада. Мы попробовали привлечь родителей к участию в мастер-классах по изготовлению оружия для богатырей, с тем, чтобы попутно решать и психологические задачи. Во время изготовления оружия мы смогли обсудить проблемную ситуацию, которая произошла в одной семье. Родителям была предоставлена возможность высказать своё мнение по этому вопросу, и они стали делится своими успехами или неудачами. Эта, преднамеренно созданная ситуация, устраняет неловкость, которую могли бы испытывать наши родители, приходя специально на консультацию.

Преимущество в том, что они не чувствовали себя одинокими в своих проблемах по воспитанию детей, а интерес других родителей всех ободрил. После обсуждения похожих ситуаций участникам мастер-класса было предложено обратить внимание на собственные чувства.

Как известно, переживание родителей – это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка. Если ребенок борется за внимание, прибегая к непослушанию, то у родителей возникает раздражение. А когда происходит стойкое непослушание воле родителям, то у родителей возникает гнев. Если скрытая причина – месть, то ответное чувство у родителя - обида. И при переживании ребенка состояния неблагополучия, родитель оказывается во власти безнадежности, а порой и отчаяния.

После проговаривания их чувств, мы попробовали в форме обсуждения поговорить, кто в каком своем случае распознал неправильную цель своего ребенка: привлечение внимания, борьба за власть и др. (по Ф. Адлеру). Так как все собрались на мастер-классе, то было предложено родителям разыграть ситуацию-этюд на привлечение внимания: родители делились на группы, где одни играли роли детей, другие изображали самих себя.

Этот опыт оказался удачным, он даже послужил толчком к созданию театрально-психологической студии, где будут участвовать и родители, и воспитатели сада.

Поскольку проект - межгрупповой, мы должны были установить обратную связь с детьми подготовительной группы, чтобы у детей более старших был стимул и в дальнейшем проявлять заботу о младших, чтобы они почувствовали, что их труд не пропал даром. Мы подготовили с детьми средней группы кукольный спектакль, показали его и в средней группе для всех детей, и в подготовительной группе. Детям средней группы очень понравился спектакль, а тем детям подготовительной группы, кто не участвовал, захотелось попробовать свои силы.

В результате проектной деятельности родители были вовлечены в активную совместную работу со своими детьми, повысили педагогическую компетентность, получили способы проведения совместного досуга с детьми. В некоторых семьях родились традиции, полезные для достижения в семье гармонии и взаимопонимания. Нами были разработаны рекомендации по преодолению вышеназванных поведенческих проблем у детей.

Таким образом, сотрудники детского сада освоили технологию проектной деятельности, наладили более тесный доверительный контакт с родителями и детьми, стали еще более дружной командой.

Список источников:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников». М., Мозаика-Синтез, 2008 г., стр. 1-18.

2. Кутьина Н. Б. Авторская программа «Воспитание культурой. Ребёнок XXI века». СПб, «Союз художников» 2010 г., стр. 42-45.

3. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». М., АРЕТИ, 2004 г. стр. 5.

4. Бернис Б. Грюнвальд, Гарольд В. Макаби «Консультирование семьи. Практическое руководство». Когито-центр, 2008 г. стр. 60-75.

Публикации по теме:

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение условий взаимодействия с родителями в процессе ОЭР для формирования позитивных нравственных качеств дошкольников
Опубликовано: 15 января 2020 в 15:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обеспечение условий взаимодействия с родителями в процессе ОЭР для формирования позитивных нравственных качеств дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Широбокова (УИ 2176731) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД