Култышева Ольга Сергеевна
Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся на уроках информатики
▼ Скачать + Заказать документы
«Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся на уроках информатики»
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка» Поэтому не случайно одной из главных целей изучения предмета «Информатика и ИКТ» на ступени общего образования является развитие познавательной мотивации учащихся.
Публикация «Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся на уроках информатики» размещена в разделах
Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т. д. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.
Познавательная мотивация возникает в процессе самого познания, получения знаний, и поэтому не может быть привнесена извне.
Как показывает практика, дети нередко учатся ради похвалы родителей и хороших отметок или ради того, чтобы не быть белой вороной среди своих одноклассников. Сами знания и процесс учения их не очень интересуют, им важен полученный результат. Лишь очень небольшое число учеников ориентировано на получение знания, обладают выраженной познавательной мотивацией – именно их в педагогической среде называют мотивированными. Они хотят и, как правило, могут хорошо учиться. По мнению П. Я. Гальперина, таких учеников можно назвать чудаками, потому что никакой другой мотивацией нельзя заменить этого страстного стремления к знаниям.
В материалах курса «Психологические факторы школьной успешности», на основе научных трудов П. Я. Гальперина приведена классификация мотивации, выделяют три типа мотивации : внешнюю, соревновательную и внутреннюю.
Анализируя материал, получается роль педагога вызвать и сохранить познавательную мотивацию у учащихся, при этом возникает ряд следующих задач (исходя из типов мотивации) :
• Удовлетворять желание ребенка быть замеченным, повышая процент остаточных знаний;
• Удовлетворять желание быть лучшим, повышая уровень сложности;
• Удовлетворять желание знать, предоставляя возможность к дифференцированным знаниям.
Получается, что в зависимости от типа мотивации, педагогу необходимо подобрать стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся. При этом, задача педагога, чтобы все учащиеся чувствовали себя максимально комфортно в образовательном пространстве
Виды педагогической поддержки :
- специальные беседы по формированию успешного поведения, иначе говоря, мотивации достижения;
-игровые ситуации, упражнения, дидактические игры (мотивированным детям, которым, к примеру, можно давать более сложные задания);
- опросники, обращение к наблюдениям за поведением детей на уроках, анализ их письменных работ, доверительные беседы с ребенком.
-коррекционная работа - использование программы по формированию познавательной мотивации, появление которой выступает скорее закономерным итогом, чем целью педагогической работы;
- участие в конкурсах, олимпиадах.
К формам работы с учениками среднего и старшего школьного возраста, способствующие поддержке познавательной мотивации можно отнести :
• групповые занятия;
• индивидуальная работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику мотивации к обучению. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
• работа с родителями;
• просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров - практикумов и круглых столов;
• индивидуальную консультативную работу.
Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром.
Однако в последние несколько лет мотивы изучения предмета изменились. Наличие большого количества интересных готовых программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике (теория информации, основы логики, аппаратное обеспечению компьютера, программирование). Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создает у многих учащихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке.
Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность Интерес Мотив, все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Воспитание устойчивого познавательного интереса – процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого ко все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу который становится свойством личности.
Существует ряд методов, направленных на формирование положительной мотивации на уроках информатики за счет активизации деятельности обучаемых.
I. Научно-исследовательская деятельность
Научно-исследовательская деятельность - один из способов познания человеком окружающего мира. Она направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребёнка познавательной активности, цивилизованных творческих задатков, формирование логического и научного мышления. Приобщение ребят к научной деятельности, разработке проектов, выполнению творческих заданий готовит ребят к исследовательской деятельности в старших классах и в вузе, формирует социально-активную жизненную позицию. Цель таких заданий - совершенствование знаний, расширение научного кругозора, опытническая деятельность. Вообще, понятие «деятельность» имеет значение «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (Рубинштейн С. Л., Брушлинский А. В.).
Исследование - это творческий процесс познания мира, связанный с решением учащимися творческой исследовательской задачи. Таким образом, исследовательская деятельность - это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задачи.
Существует пять основных видов творческих работ школьников:
1. Информационно-реферативные - написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.
2. Проблемно-реферативные - предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которых даётся собственная трактовка поставленной проблемы. (Хорошо выполненная проблемно-реферативная работа может считаться исследовательской).
3. Экспериментальные - основанные на самостоятельно проведённом эксперименте.
4. Натуралистические и описательные - связанные с наблюдением и описанием какого-либо явления.
5. Исследовательские - в результате которых получен собственный экспериментальный материал, позволяющий сделать анализ и выводы. Научно-исследовательская работа позволяет каждому ученику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований.
Во-первых, включиться в новую для него деятельность подросток может лишь в том случае, если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из её субъектов.
Во-вторых, эта деятельность, особенно на начальном этапе, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных ребёнку целей, на решение конкретных задач.
В-третьих, ученик должен ощущать социальную значимость этой деятельности. Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.
II. Творческие задания на уроках
Основной целью информатики, является не только обучение работе на компьютере, но и использование его как средства для развития ученика. Несомненно, формирование и развитие творческих способностей учащихся через познавательные и развивающие игры, через выполнение различных творческих заданий - важный этап на пути к собственно научно-исследовательской деятельности.
На уроках информатики учащиеся знакомятся со множеством новых понятий и терминов. Дети способны достаточно хорошо запомнить большой объём материала, «вызубрить», т. е. изучить без осознания. В результате, когда на последующих этапах требуется усвоить новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она будет непрочная: механически выученный материал не является хорошей опорой. Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без выделения и осознания взаимосвязей, без формирования логического мышления.
Один из методов, способствующих осознанию материала, – метод образного представления. Большинство детей хорошо воспринимают информацию, которая представлена в форме занимательного сюжета: сказки, рассказа и т. д.
III. Творческие домашние задания
Во-первых, разно уровневое домашнее задание является одним из наиболее эффективных способов повторения изученных ранее тем.
Первый уровень – обязательный минимум – оно посильно любому ученику.
Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые хотят хорошо знать предмет и без особых трудностей справляются с программой.
Третий уровень – творческое домашнее задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой или похвалой.
IV. Коллективное творчество
Проектная работа позволяет учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проекта. При организации проектной работы необходимо подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы. Т. е. сделать чтобы проектная работа не отвлекала учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не приводила к значительному увеличению учебной нагрузки.
Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста.
V. Проблемное обучение
Огромное значение в формировании познавательной активности имеет проблемное обучение. Чем оно привлекает?
1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
3. Темп передачи информации зависит от учащегося или группы учащихся. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
4. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Техника проблемного обучения включает в себя такую деятельность учителя и учащегося, как:
Организация проблемной ситуации.
Формирование проблем.
Индивидуальное или групповое решение проблем учащимися.
Проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретенных знаний в теоретической и практической деятельности.
Вообще, в практической реализации проблемного обучения можно выделить пять этапов.
составление плана решения проблемы;
выдвижение и обоснование гипотезы;
доказательство гипотезы;
проверка решения проблемы; повторение и анализ процесса решения.
VI. Дистанционное (программное) обучение
Компьютеры уже стали привычным атрибутом в школе. В связи, с чем учителя стараются найти способы их применения, позволяющие существенно повысить качество усвоения материала учащимися и эффективность их мышления. Компьютеры могут вполне успешно выполнять функцию личных репетиторов для учеников, что делает процесс обучения более быстрым и эффективным. Компьютерные программы дают возможность осуществлять непосредственное взаимодействие между учащимся и машиной, реализуя технику программированного обучения, которое позволяет преподавать материал в определенной последовательности, регулировать объем каждого урока в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
VII. Межпредметные связи
В настоящее время имеется огромное количество обучающих программ, где ученик, играя, экспериментируя, получает знания методом проб и ошибок. Через элементы игры ребята получают знания из разных предметных дисциплин и совершенствуют навыки работы устройствами компьютера, учатся пользоваться справочными системами. Изучение темы «Программирование» даёт возможность решать на компьютере задания из курса физики, геометрии, алгебры. Тема «Компьютерное моделирование» открывает возможности для решения широкого спектра задач из разных школьных курсов: биологических, экономических и т. д. У информатики тесная связь с многими предметами: (геометрия, алгебра, литература, русский язык, география, английский язык, физика, мы опираемся на знания, полученные на этих уроках, а иногда даём начальные понятия раньше, чем тема изучается учащимися.
Резюмируя изложенное, можно сказать, что поскольку дети являются активными исследователями всего нового, необходимо так строить учебный процесс, чтобы он имел характер путешествия по неизведанной стране, где на каждом шагу поджидают удивительные открытия. Учение само должно нести награду за труды в виде новых знаний. Внешнее подкрепление, например, похвала и одобрение, может оказаться не самой оптимальной мотивацией учения. Учителям следует поощрять детей делать логические выводы о реалиях этого мира и связях между ними, но не делать это за них и преподносить готовые формулировки в виде непреложных истин.
Выводы и практические рекомендации.
Анализ данного вопроса позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации:
1. Успех в работе по развитию познавательной мотивации в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.
2. В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия развития познавательной активности.
3. Учитель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся.
4. Работая над развитием познавательной мотивации учащихся, учителю следует много внимания уделять проблеме познавательного интереса.
5. Важным педагогическим условием развития познавательной мотивации является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и системностью.
6. Для решения задачи развития познавательной мотивации учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через посредство широкого применения самостоятельных работ учитель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами учащиеся. Важно и то, чтобы учитель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации.
7. В комплексе педагогических условий и средств развития познавательной мотивации учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у школьников познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учетом интересов учащихся. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность.
8. Для решения задачи развития познавательной мотивации учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т. е. развивать элементы творческого мышления.
9. Успех в решении задачи развития познавательной мотивации учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.
Литература
1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб. : Питер, 2008.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. СПб. : Питер, 2008.
3. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. М. : Книжный дом «Университет» : Высшая школа, 2002.
4. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М. : Изд-во Моcк. ун-та, 1985.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1991.
6. Давыдов В. В. Лекции по педагогической психологии. М. : Академия, 2006.
7. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М. : Педагогика, 1979.
8. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989.66