Наталья Фомина
О значении и пользе правильного питания в детском саду
▼ Скачать +Заказ
«Формирование у ребенка
положительного отношения к полезной пище»
(выступление на педсовете)
В каждой возрастной группе всегда есть дети, которые едят очень медленно или отказываются от некоторых блюд совсем.
Все сложнее с каждым годом становится накормить ребенка. Дети стали более капризны и разборчивы. Изобилие продуктов питания, чаще не полезных, а лишь только вкусных, а иногда вредных для организма, появилось в магазинах. На завтраки детям родители дают йогурты, актимельки, фрукты, всевозможные хлопья, соки, бутерброды с красной икрой, красной рыбой. Так же дети с удовольствием едят и шашлычок. Да и благосостояние семей разное. Кто-то покупает дорогие и качественные продукты питания. И даже обращаются с просьбами не давать ребенку шоколадные конфеты, сыр, говоря о том, что их ребенок ест только дорогие сорта. А есть семьи, которые выбирают продукты питания, лишь бы прокормить семью. Отсюда и нежелание есть то, что дают в детском саду. Кто то не приучен есть все что дают, а кто то не хочет есть то, что предлагают в детском саду.
Публикация «О значении и пользе правильного питания в детском саду» размещена в разделах
Раньше дети получали разнообразное питание в основном в детском саду : рыбные и мясные котлеты, курица отварная, сосиски, рыба, яйца, фрукты, овощи.
Все это трудно было купить в магазинах. И конечно дома детям не готовилось такого многообразия блюд. Проблема накормить детей была всегда, но убедить в полезности того или иного блюда было гораздо легче.
Чтобы сформировать у детей привычку есть полезную пищу, необходима терпеливая, систематическая работа с каждым ребенком. Прежде всего необходимо формировать у ребенка положительное отношение к любой пище, которую ему дают, помочь преодолеть страх перед нелюбимым блюдом. В этом отношении большую роль играет величина порции. Мы знаем, что все дети должны съедать полагающуюся норму, это необходимо развивающемуся организму. Но всем известно, что нормы рассчитаны на «среднего» ребенка. А в жизни не бывает усредненных детей. Каждому ребенку свойственны свои особенности, поскольку каждый ребенок индивидуален, поскольку индивидуален его обмен веществ, а постольку должна быть индивидуальна его норма питания. С одной стороны мы должны стремиться к тому, чтобы все дети съедали полагающуюся норму, а с другой не можем не учитывать, что пища, съеденная без аппетита, не принесет пользы. Если ребенок съест меньше, но охотно, а не по принуждению, это принесет ему больше пользы, потому что, когда ребенок ест с аппетитом, выделяется значительно больше слюны и других пищеварительных ферментов.
Есть дети, которые неохотно идут в детский сад при одной мысли, что их заставят там есть. Узнав от родителей, что будет на завтрак, какая каша, некоторые дети капризничают, идут в группу при условии, что их не будут заставлять есть их нелюбимое блюдо.
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, я применяла различные приемы к разным детям:
• На некоторых детей оказывает положительное воздействие, если делаешь вид, что убавляешь его порцию; разрезаешь плюшку.
• Бывает и такое, что дети приучены съедать одно какое-нибудь блюдо либо первое, либо второе. Здесь ребенку можно предложить съесть немного первого и второго, чтобы приучить желудок ребенка к нужной норме пище.
• Бывает, что ребенок не хочет есть какую-то пищу. Спросишь: «Ну что, помочь тебе?» «Что вкуснее, когда тебя кормят взрослые?»
• Иногда ребенок сам просит помочь. И здесь нельзя отказать в просьбе. Эта просьба говорит о хорошем, дружеском отношении воспитателя и ребенка.
• Зная, что некоторые дети не любят тушеные овощи с мясом, я предлагаю ребенку сначала выбрать картошку, увлекаясь, ребенок подцепляет на вилку и морковку и горошек. Бывает, увлекаясь ребенок съедает все.
• Очень важно знакомить детей с названием блюд; поднимает интерес к еде, а с ним и аппетит, рассказ о том из чего приготовлено то или иное блюдо.
• Иногда используется прием, когда ребенку предлагается сесть за к тем детям, которые хорошо едят.
В формировании у детей привычки есть все, что дают в детском саду большое значение имеет договоренность воспитателей и помощника воспитателя, в работе должна быть согласованность и одни и те же требования.
Во всей нашей воспитательной работе мы можем добиться успеха лишь при совместной работе с семьей, а в данном вопросе особенно. Только от мамы или от других членов семьи мы можем узнать о причине капризов ребенка в еде. А это очень части зависит от самих же родителей. Дети не любят ту пищу, которую не любит мама. Чаще это бывают тушеные овощи, овсяная и манная каша, молоко, яйца. Не любя эту пищу мама старается ее не готовить и тем самым воспитывает нелюбовь к этой пище.
Поэтому надо объяснять родителям, что очень важно с детства приучать ребенка есть все. С учетом того, что некоторые дети обладают повышенной чувствительностью к отдельным продуктам питания. Работа с родителями по вопросу питания в основном проводится индивидуально. Это помогает узнать причины отказа от еды некоторых детей:
• Привычка к малому объему пищи
• Кормление перед уходом в детский сад
• Избалованность ребенка, привыкшего к уговорам
• Невкусная пища
• Тоска по дому, по маме
• Избирательно отношение к еде («любимые» и «нелюбимые» блюда)
Чтобы правильно организовать питание ребенка, надо знать не только чем и когда его кормить, но и как поступить чтобы ребенок съел все, что ему дают в детском саду.
Этому помогает:
Индивидуальный подход к каждому ребенку;
Занятия;
Дидактические игры;
Работа с родителями.
Все это должно быть в комплексе, одно дополнять другое.