Наиля Талгатовна
Круглый стол «Организация питания в детском саду» с приглашением шеф-повара
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол с приглашением шеф-повара
Заместитель заведующего: здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства как сейчас, так и в будущем. Анализ состояния здоровья детей показывает рост алиментарно-зависимыми заболеваниями, т. е. связанных с нерациональным питанием. Серьезные и опасные заболевания, которые впоследствии приводят человека к нарушениям здоровья, возникают вследствие нерационального пищевого поведения, сформированного в дошкольном возрасте.
Публикация «Круглый стол „Организация питания в детском саду“ с приглашением шеф-повара» размещена в разделах
Дошкольные образовательные учреждения обеспечивают конституционное право каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья.
Рациональное питание является необходимым условием для гармоничного роста, физического и нервно-психического развития детей, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.
Существует 5 принципов рационального питания детей – это :
1. Регулярность – соблюдение режима питания.
2. Разнообразие – организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества – все это мы должны получать из пищи.
3. Адекватность – пища, которая съедается в течение дня ребенком, должна восполняться энергозатратами его организма.
4. Безопасность – это правило личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами.
5. Удовольствие – чем выше уровень развития вкусовой чувствительности, тем выше уровень защиты организма.
Старший воспитатель, председатель мобильной группы контроля организации и качества питания, организация питания воспитанников в нашем детском саду осуществляется в соответствии с Положением об организации питания воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад ….» утверждённое приказом от ___ июля 2014года № ___
В Положении раскрыты требования к организации питания на пищеблоке, организации питания детей в группах, порядку учёта продуктов питания при организации питания, условиям и срокам хранения и приобретения продуктов, разграничению компетентности по вопросам организации питания в Учреждении, производственному контролю за организацией питания детей, ответственности, отчетности и делопроизводству, требования к проведению генеральной уборки в пищеблоке.
В Учреждении осуществляется административный, медицинский и методический контроль организации питания по всем его направлениям.
С целью оказания практической помощи руководителю Учреждения в осуществлении контроля организации и качества питания воспитанников создана мобильная группа, в состав которой входят (старший воспитатель, заместитель заведующего, шеф-повар, младший воспитатель, социальный педагог, медицинская сестра, специалист по охране труда).
Кроме консультативной и практической помощи Мобильная группа контролирует работу пищеблока:
• Материальную базу пищеблока,
• Санитарно-эпидимиологический режим,
• Технологию приготовления пищи,
• Правильность раздачи приготовленной пищи на группы,
• Соблюдение графика выдачи пищи,
• Наличие контрольной порции,
• Качество приготовливаемой пищи и кулинарной обработки продуктов, полнотой вложения основных пищевых продуктов; правильностью закладки и хранения суточных норм,
• Наличие и регулярное ведение журнала здоровья,
• Своевременность прохождения медосмотров работниками пищеблока.
организацию питания воспитанников :
• Выполнение натуральных норм на одного ребёнка,
• Соблюдение режима питания,
• Доставка и раздача пищи,
• Гигиена приёма пищи,
• Качество и количество пищи,
• Оформление блюд,
• Маркировка посуды.
А также:
-Организацию транспортировки продуктов,
-Входной контроль и качество поступивших продуктов и соблюдение условий хранения поступивших продуктов,
-Ведение документации по организации питания,
-Ежемесячно комиссия проводит заседание и оформляет их протоколами.
Шеф-повар : шеф-поваром и заместителем заведующего (АХР, заведующим осуществляется контроль по выявлению соблюдения требований к условиям реализации Образовательной программы дошкольного образования Учреждения, в соответствии с план-графиком внутреннего контроля:
Требования к материально-техническим условиям:
• техническое состояние и обеспечение пищеблока оборудованием, инвентарем, посудой.
Требования к медико-социальным условиям:
• соблюдение требований личной гигиены,
• наличие контрактов на поставку продуктов питания, их выполнение,
• выполнение натуральных норм питания,
• наличие сертификатов на продукты питания,
• соблюдение условий хранения продуктов и приготовления.
Для правильной организации питания детей в детском саду ведётся постоянная работа над составлением полноценных рационов питания; использования разнообразного ассортимента блюд, соблюдения технологических требований при приготовлении пищи с обеспечением правильной кулинарной обработки пищевых продуктов.
А сейчас подробно остановимся на таких вопросах как:
• принцип составления меню;
• содержание примерного 10-дневного меню;
• требования к выполнению натуральных норм (белки, жиры, углеводы, калорийность блюд в соответствии с СанПиН 2.4.1. 3049-13.
• замена продуктов питания в соответствии Приложением №14 СанПиН 2.4.1. 3049-13.
Медицинская сестра:
Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов, у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.
Часы приема пищи в ДОУ, должны строго соблюдаться. В подготовке и проведении процесса питания детей нужна согласованность в работе воспитателя и младшего воспитателя. Повторяясь ежедневно в установленном порядке, процесс становится привычным и взрослым и детям, одновременно облегчается усвоение детьми необходимых навыков и последовательности действий. Кроме того важно, чтобы не только воспитатели, но и младшие воспитатели были осведомлены о программных требованиях, предъявляемых к формированию навыков детей данного возраста, и об индивидуальном подходе к ним в связи с процессом питания.
Обязательное условие рационального питания – это создание спокойной обстановки, отсутствие шума, громких разговоров, суетливых движений взрослых и детей.
За время пребывания в ДОУ ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами приобретает навыки культуры питания.
Вопросам эстетики питания надо уделять внимание, начиная с групп детей раннего возраста. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой.
Важно чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным.
Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки. Каждый ребенок имеет постоянное место за столом.
Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Блюда подают красиво оформленными, не очень горячими, но и не холодными.
В процессе кормления воспитатель и младший воспитатель не должны торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, её полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде. Надо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предложено.
Воспитатель и младший воспитатель следят, чтобы дети садились близко к столу, но не прижимались к нему грудью, сидели бы прямо, немного склонив голову над едой.
Надо следить, чтобы дети не ставили локти на стол, это некрасиво и мешает соседям.
На четвертом году жизни, дети обычно привыкают есть аккуратно, не пачкая одежды. В этом же возрасте дети получают вилки, причем им надо показывать различные приемы пользования ими.
На пятом году детей приучают пользоваться ножом, при этом держать его надо в правой руке, а вилку переложить в левую. Ножом дети разрезают огурец, помидор, яблоко, сваренное вкрутую яйцо, кусок мяса, сосиски.
Дети во время еды не должны чувствовать себя напряженно. Вполне допустимо, чтобы они общались друг с другом в связи с процессом питания. Но это не значит, что можно допустить излишний шум, болтливость, нарушающие общий порядок и спокойствие.
При кормлении детей, особенно детей раннего возраста, необходимо соблюдать последовательность процессов, не заставлять дошкольников долго сидеть за столом в ожидании начала еды или смены блюд. Очередное блюдо подается сразу после того, как съедено предыдущее.
Большое внимание воспитатели и младшие воспитатели уделяют детям с пониженным аппетитом. При кормлении таких детей особенно важно соблюдать рекомендуемые возрастные объемы порций, учитывать индивидуальные вкусы и привычки. Не следует кормить ребенка насильно, развлекать его во время еды игрушками, картинками.
При ребенке не следует вести разговоры о его плохом аппетите, избирательном отношении к отдельным блюдам, непереносимости и так далее.
Наиболее часто проявления аллергии у детей вызывают аллергены: шоколад, какао, кофе, клубника, земляника, малина, апельсины, мандарины, реже – морковь, рыба, курица, яйца, коровье молоко. На основании назначений врача медсестра дошкольного учреждения заботится о том, чтобы на пищеблоке были приготовлены для нуждающихся детей необходимые блюда для замены.
Обязательном условием рационального питания детей, как об этом говорилось выше, является единство в понимании этого вопроса семьи и детского сада.
Взрослые должны следить, чтобы и дома дети выполняли все правила, усвоенные ими в детском саду
Часто сами родители бывают повинны в отрицательном отношении ребенка к тому или иному кушанью. При случайном отказе ребенка дома от еды родители делают неосновательный вывод и об этом сообщают в детском саду в присутствии ребенка: «Вове не давайте молока, он его терпеть не может»; «Не заставляйте Катю есть манную кашу, она ее не переносит». Подобные замечания утверждают ребенка в правомерности его капризов.
Необходимо, чтобы родители знали, как важно выполнение режима питания, и не нарушали бы в выходные дни, установленные в детском саду и ставшие привычными для детей часы приема пищи.
Организация питания в ДОУ осуществляется на основе принципов «щадящего питания». Соблюдаются технологии: варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару. При приготовлении блюд не применяется жарка.
Выдача готовой пищи разрешается только после контроля бракеражной комиссией в составе не менее трех человек. В случае не готовности, блюдо допускают к выдаче только после устранения выявленных кулинарных недостатков.
Обсуждение заданных педагогами вопросов.
Подведение итогов.