Быстрянцева
О задачах пропедевтического периода обучения грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Пропедевтический (от греческого слова «propaideu» - предварительно обучаю) или добукварный период является важнейшим в системе обучения грамоте первоклассников с ограниченными возможностями здоровья. Объясняется это комплексом причин.
Публикация «О задачах пропедевтического периода обучения грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Во-первых, следует отметить неоднородность состава по-ступающих в первый класс детей с ОВЗ. Они отличаются друг от друга по типологическим и возрастным особенно-стям, степени психологической готовности к обучению и уровню дошкольной подготовки. Одни дети, попадая в школу, проявляют отдельные учебные навыки, другие – не владеют ими вовсе. Однако их всех объединяет неподготовленность к усвоению знаний.
Некоторые первоклассники отчасти могут соблюдать школьный режим, надлежащим образом ведут себя на уроках, но и им свойственна недостаточность познавательной деятельности, что непосредственным образом сказывается на качестве усваиваемых знаний.
Серьезные затруднения в овладении учебными навыками нередко объясняются недоразвитием у школьников с ОВЗ целенаправленной деятельности. Связано это, чаще всего, с психическим инфантилизмом, отклонениями в области эмоционально-волевой сферы и некоторыми иными причинами. Как следствие, потенциальные возможности для успешного обучения у таких детей в должной мере не реализуются. Результаты выполнения ими заданий не соответствуют их умственным способностям. Одновременно дети, обладающие меньшими интеллектуальными возможностями, но имеющие сохранную эмоционально-волевую сферу, не редко добиваются более существенных успехов в получении знаний и навыков.
Наиболее отчетливо у детей с ограниченными возможностями здоровья проявляются недостатки речевого развития. Не секрет, что успешное овладение грамотой предполагает определенное развитие произносительной стороны речи и фонематического слуха. Учащийся должен уметь: выделить звук из слова; произвести его дифференциацию со сходными звуками; обозначить его место в слове; установить последовательность звуков, входящих в слово. Гораздо чаще, нежели дефекты артикуляционного аппарата, препятствует правильному произношению плохо развитый фонематический слух.
В формировании навыков письма и чтения вместе с произношением и фонематическим слухом также принимают участие пространственная ориентировка и зрительное восприятие, мелкая моторика мышц руки (преимущественно при обучении письму).
Недостатки зрительного восприятия и представления затрудняют детям с ОВЗ уточнение образа букв, расположения их элементов в пространстве. Нарушение мелкой моторики лишает движения силы, точности и координации, что препятствует правильному обозначению звуков буквами.
Все это в совокупности предопределяет потребность в проведении занятий, которые подготовят детей с ОВЗ к обучению грамоте, а в последствии - к овладению практической грамматикой, нормативной устной и письменной речью.
Однако не у всех детей с ограниченными возможностями здоровья различные компоненты психофизического развития имеют равностепенные нарушения: у одних - это малая дифференцированность слуховых восприятий, грубые недостатки фонематического слуха; у других - нарушение моторики или пространственного и зрительного представления и восприятия; у третьих - неправильное произношение, которое связано с изъянами речевого аппарата. Эти отклонения могут проявляться в сложностях в овладении письмом и чтением, в появлении специфических ошибок.
Учителю необходимо знать о затруднениях ребенка в обучении, об имеющихся у него нарушениях и их причинах, чтобы особыми коррекционными приемами в определенной степени облегчить процесс усвоения учебного материала. Для этого в пропедевтическом периоде проводится изучение школьников, продолжающееся и в дальнейшем, в процессе получения знаний и формирования навыков. К примеру, работа над произносительной стороной речи позволяет определить не только группу детей с серьезными дефектами произношения, которым требуется помощь логопеда, но и школьников, нарушения у которых не заметны на первый взгляд, однако в последствии они могут повлечь за собой многочисленные ошибки при письме.
В процессе развития пространственного и зрительного восприятия и представления могут быть обнаружены такие затруднения, которые без труда устраняются при обучении письму, но могут проявляться на других уроках.
Своевременное и целенаправленное изучение детей с ОВЗ в пропедевтических период позволяет предварительно раз-делить их на типологические группы, а также запланировать отдельные коррекционные мероприятия, способствующие оптимизации продвижения первоклассников в ходе фронтального обучения.
Таким образом, пропедевтический период ставит перед учителем следующие ведущие задачи :
1) изучить поступивших в первый класс детей с ОВЗ (определить их общее и речевое развитие, уровень имеющихся знаний и навыков);
2) пробудить у школьников интерес к учебе;
3) развить насколько это возможно фонематический слух и навыки речевого общения;
5) выполнять упражнения на отработку произношения;
6) сформировать пространственное и зрительное восприятие и представление;
7) скорректировать моторику рук, готовя тем самым детей к обучению письму [1, с. 5].
Дальнейшее обучение детей с ОВЗ грамоте должно осуществляться на основе принципа коммуникативной направленности, предполагающего активное включение учащихся в продуктивную речевую деятельность. К сожалению, большой объем программного материала зачастую не позволяет учителю обеспечить применение полученных детьми языковедческих сведений в речевой практике. А поскольку дети с ОВЗ быстро забывают грамматическую теорию, время, по-траченное на выполнение таких упражнений, оказывается бесполезным для совершенствования речевой практики учащихся [2, с. 38].
Список литературы:
1. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 1988. - 102 с
2. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефек-тол. фак. педвузов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 320 с.