Элина Грибанова
О воспитании милосердия
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я буду говорить о воспитании милосердия, составляющими которого являются как духовное, так и нравственное развитие ребёнка, воспитание в нём таких качеств, как любовь к ближнему, способность к сопереживанию, состраданию, способность к самопожертвованию.
Публикация «О воспитании милосердия» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Главное в жизни человека – правильное состояние его сердца. Сердце – тот центр внутренней жизни человека, в котором сосредотачиваются его чувства и желания. Без воспитания сердца человек обойтись не может. Поэтому дать доброе направление сердцу ребёнка является моей главной задачей.
Опираясь на понятие «Эмпатия» - сопереживание, учу детей пониманию и восприятию чужих мыслей и чувств, как если бы они были собственными, благодаря способности поставить себя на место другого человека, умению слушать и слышать собеседника. Это свойство, заложенное от природы, важно развивать особенно в детском возрасте, пока душа ребёнка открытая, чутко чувствует добро и истину.
До 5 лет формируется характер ребёнка, иерархия мотивов. Ребёнок пытается понять, что в его жизни будет главным, что второстепенным, что малозначимым. К концу дошкольного возраста иерархия мотивов заложена и является тем фундаментом, на котором происходит дальнейшее развитие личности. Такую систему ценностей ребёнок выстраивает через подражание взрослым. Именно во взаимоотношениях с воспитателями, родителями ребёнок учится понимать, насколько враждебен мир, насколько он доброжелателен, насколько с людьми можно найти общий язык или никогда этого не добиться. Поэтому в своей работе стремлюсь к тому, чтобы ребёнок получал как можно больше любви, заботы и принятия, чтобы испытывал доверие к миру и в будущем относился к людям с такой же заботой и пониманием. Всегда помню, что ребёнка нужно эмоционально поддерживать, хвалить, гладить по голове.
Всё это является лекарством для души. Но лекарство нужно принимать разумно, иначе оно становится ядом. Если ребёнок ошибается, помогаю разобраться в его ошибках, подсказываю доброжелательно, формирую такое представление о мире: «Мир – это люди, к которым можно обращаться и говорить, как с мамой и папой. А мама и папа – это самые добрые люди, которые всегда защитят и помогут». Стараюсь, чтобы у детей не было страха перед общением с другими людьми.
Познавательный эгоцентризм – прикованность к одной собственной точке зрения и неспособность учесть другую. Эгоцентризм мышлений легко перерастает в эгоизм – привычку жить для себя. Это происходит тогда, когда всё вращается вокруг ребёнка. Чтобы этого не произошло, приучаю ребёнка к делам милосердия. Формировать, закладывать иерархию мотивов и систему ценностей у ребёнка мне помогают различные виды деятельности.
Милосердие начинается с малого :
1. Учу ребёнка помогать сверстникам, заботиться о бабушках и дедушках, пожилому человеку по соседству купить продукты, помочь упавшему подняться, перевести старушку через дорогу. Предлагаю ребёнку отдать часть своих игрушек кому – то другому, тому, у кого родители не в состоянии покупать игрушки. Ребёнок видит и чужую боль, и радость, вызванную его действиями. Только поддерживаю ребё нка своим одобрением: «Посмотри, как он обрадовался! Ты видишь, как он улыбается! Тебе радостно и мне радостно! Совсем немного ты потрудился, а сколько радости вокруг!». Ребёнок, чувствуя радость, начинает двигаться в этом направлении.
2. Когда читаю детям книги, акцентирую внимание на моментах, когда герои помогают кому – то, проявляют милосердие и сострадание. Вспоминается случай, рассказанный одной женщиной. Они с маленькой девочкой шли по железнодорожным путям и увидели между рельсами жалобно скулящего щенка. Дочка посмотрела на этого щенка, потом на маму. И мама поняла, что если сейчас они пройдут мимо, то сколько бы красивых слов она потом не сказала о милосердии и сострадании, никогда не смогла бы объяснить дочке, что это такое. И они взяли домой этого щенка. Поступок имеет мощное воспитательное воздействие. Он формирует такой идеал человека, любящего других людей, как на уровне сердца, так и на уровне реальных поступков.
3. Немаловажно тесное общение с природой. Посмотри, какая красота окружает нас вокруг. Это природа. Она живая. Ты сломаешь ветку – дереву больно. Представь, сколько листьев не появится на дереве. А ведь именно они впитывают углекислый газ и выделяют кислород, значит, мы будем дышать загрязнённым воздухом. Посмотри, сколько птиц вернулось с зимовки. Ведь они хотят также питаться, как и мы, люди. Давайте достанем кормушки, сделанные нашими родителями, в тарелки насыплем семечки, зерна, нальём воды. Пусть именно в нашей кормушке питается как можно больше птиц. Воспитываю сердце ребёнка добрым, отзывчивым.
4. Трудовая деятельность – сензитивный период для воспитания трудолюбия 4-5 лет. Даю ребёнку возможность помочь мне с учётом его возраста. Девочка в маленьком тазике может постирать одежду для своей куклы, папа может приобрести для сына маленький молоточек, и во время ремонтных работ сын будет полноправным участником процесса (под чутким руководством папы). Подмести свой участок ребёнку доставляет неописуемое удовольствие. Всегда хвалю детей, положительные эмоции делаю сильными и запоминающимися.
5. Нравственное воспитание ребёнка неразрывно связано и должно основываться на духовном развитии. Что есть Церковь? Это дом Бога на земле. И Господь «раскидал» свои Храмы повсюду, чтобы каждый желающий мог прийти в них. Но главный не тот Храм, который ежедневно ждёт тебя с распахнутыми дверьми, а тот Храм, который ты носишь в своём сердце. Это нравственные и духовные ценности: почитай отца и мать свою, возлюби ближнего своего как самого себя… Откуда они берут своё начало? Из Библии – из духовности. Это и есть бесконечная взаимосвязь. Как полно о воспитании милосердия говорит святитель Иоанн Златоуст: «Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатства и оставлять его детям, но будем научать их добродетели и спрашивать им благословения от Бога; вот это, именно это – есть всевышнее сокровище неизречённое, неоскудевающее богатство, с каждым днём приносящее всё больше даров»