ирина голубева
Роль этикета в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль этикета в воспитании детей огромна. Важно с детства прививать детям правила поведения. Благодаря привитым нормам поведения, они понимают как нужно вести себя в тех или иных жизненных ситуациях.
Прежде всего, этикет для детей, как и этикет в целом, предусматривает хорошие манеры, которые станут неким звеном при сглаживании конфликтных ситуаций. Зачастую при близком общении могут возникнуть спорные моменты и даже в детских играх легко можно отследить возможность назревания ссоры только из-за того, что кто-то кого-то оскорбил.
Публикация «Роль этикета в воспитании детей» размещена в разделах
Большую часть информации о правилах поведения они получают путём наблюдения. Поэтому первое, где ребёнок обучается хорошим манерам — это семья. Какие отношения в семье — добрые или нет, как друг к другу относятся взрослые, так и ребёнок будет относиться к окружающим, проецируя на себя отношения самых близких людей.
Своим примером родители должны ежедневно воспитывать в ребенке вежливость и внимательное отношение к ближним. Для этого достаточно демонстрировать ему, например, как уступают место женщине в транспорте или пропускают вперед девочку на входе в помещение. И желательно всегда использовать в соответствующих ситуациях такие слова, как:
- извини, прости;
- спасибо, благодарю;
- пожалуйста, будь добр;
- будь здоров, приятного аппетита;
- доброе утро, спокойной ночи и т. д.
Слово за словом, ситуация за ситуацией – и ребенок постепенно привыкнет к атмосфере вежливости, такта и дружелюбия. Удивительно, но, едва освоив речь, он начнет говорить все услышанные им ранее “спасибо”, “пока” и прочие вежливые слова, употребляя их сознательно и к месту.
Когда вежливые слова являются естественным и привычным фоном в повседневной жизни ребенка, его даже не придется специально к ним приучать. Он и сам переймет у старших членов семьи все вежливые выражения.
Попадая в общество, ребенок должен социализироваться, и помогаем ему в этом мы, взрослые, своим примером, чтением сказок, разъяснением тех или иных ситуаций. Это основа для развития цельной, культурной личности, умеющей выходить из различных жизненных ситуаций с достоинством, не попадать в неловкие положения. Начинается процесс обучения правилам хорошего тона ещё в совсем маленьком возрасте, когда мы просим годовалого малыша сказать на прощанье «До свиданья» и помахать ручкой. Готовя ребёнка в детский сад, нужно объяснить ему, что к взрослым нужно обращаться на «Вы» и по имени-отчеству.
Дети очень негативно относятся к поучениям и наставлениям. Поэтому, главное правило в обучении детей (неважно даже чему) – это элемент игры. От скучного и назидательного контроля ребенок разве что будет делать всё Вам наперекор. Причем, чем активнее и строже Вы будете следить за выполнением норм этикета, тем сильнее будет детское упрямство в вашем противостоянии.
Ребенку мало того, что Вы сказали, как нужно сделать. Ему еще и необходимо объяснить, почему именно так, а не иначе. Лучше всего действовать исподволь: прививайте правила этикета не напрямую, а косвенно, чтобы малышу самому захотелось их выполнять с точностью до наоборот.
Для маленьких детей, еще не умеющих читать, лучшим способом привить нормы поведения являются игры и сказки. Достаточно проиграть несколько раз ситуацию с любимыми игрушками малыша, например, знакомство новой и старой игрушек, и маленький ребёнок уяснит это правило.
Для игр также можно выбрать игрушки и куклы, для которых ребенок и сам может выступать в роли учителя. Такие игры детям приятны тем, что им не нужно находиться в роли послушного ученика.
Так же играя с игрушками можно научить ребёнка столовому этикету, правилам поведения в транспорте, в больнице и пр. Вовлечённый в игру ребёнок лучше усваивает информацию, а затем переносит ее в жизнь. Для любителей сказок можно придумывать различные истории самостоятельно или использовать уже существующие, например, сказка В. Осеева «Волшебное слово». Сказки поучительны, а дети очень быстро примеряют на себя роль главного героя и могут провести сравнение, где он поступает плохо, а где хорошо. Можно обсудить с ребёнком ситуацию в сказке, чтобы он отвечал на вопросы, поставленные взрослым. Самостоятельно придуманные сказки позволяют задействовать любимого мультипликационного героя или любимую игрушку, и подобные сказки могут представлять собой бесконечное количество историй. В данном случае главное — фантазия родителей.
Читая им про героев, которые совершают неправильные поступки и страдают от этого, родители помогают ребенку усвоить основные нормы этикета. Хорошим подспорьем в этом вопросе являются правила, предложенные в стихотворной форме. Одним из лучших способов привить ребенку хорошие манеры по праву считаются творения Григория Остера, который когда-то сочинил «Вредные советы».
Обучение детей этикету в старшем возрасте также возможно посредством игры. Например, детям можно предложить часть правил, написанных на листке бумаги, а продолжение каждого правила детям нужно будет найти самостоятельно.
Специалисты утверждают, что чем раньше ребенок поймет, как следует себя вести, тем большим успехом он будет пользоваться среди сверстников.
Верные поступки и демократичное общение являются теми принципами, которые трактует этикет для детей, соблюдая их, владея речевым этикетом, ребенок сможет обзавестись большим количеством товарищей. И с удовольствием будет посещать детский сад.
Действительно на вопрос, готов ли ваш ребенок к школе, во многом зависит от того, обучен ли он правилам поведения в обществе.
Умение правильно общаться, дает ребенку шанс стать успешным, легче добиваться поставленных целей, выстраивать отношения с окружающими людьми, осознано выбрать профессию!
Чтобы процесс обучения ребенка правилам этикета был эффективным, необходимо следить за своей речью и своим поведением, так как все уроки могут оказаться бесполезными, если ребенок становиться свидетелем того, что его родители сами не следуют соответствующим правилам поведения.