Галина Овечко
Краткое описание методики «Ресурсный круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткое описание методики «Ресурсный круг»
Методика «Ресурсный круг» была предложена профессором А. В. Камкиным.
Ресурсный круг - активная форма обучения, при которой участники сидят (стоят) в круге лицом друг к другу, что позволяет убрать коммуникативный барьер.
Методика «Ресурсный круг» может быть предложена как : мотивация к деятельности, решение спонтанных ситуаций в детском коллективе, закрепление деятельности, рефлексия.
Публикация «Краткое описание методики „Ресурсный круг“» размещена в разделах
Четкий алгоритм действий, пошаговость помогают осмыслить итоги каждого этапа занятия и выйти на запланированный результат АФОД имеют три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Условия для успешного проведения ресурсного круга :
- Вводная беседа, как подготовка к восприятию изучаемой категории - Комфортная обстановка. -
Найти такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным. Это позволяет заинтересовать, поддержать интерес, привлечь внимание и стимулировать работу ума и сердца обучающихся
. - Любое мнение должно быть выслушано, принято.
1. Подготовительный этап (мотивационно-ориентировочный).
Проблема; цель; вводная беседа; присоединение к предстоящей деятельности.
Воспитатель в присоединении на доступном примере раскрывает значимость предстоящей деятельности для детей, её важный смысл, актуальность.
Присоединение предполагает:
создание благоприятной психологически комфортной обстановки (атмосферы доверия, взаимопонимания, взаимоуважения);
общение с детьми на уровне «Взрослый - Взрослый»;
устранение барьеров в коммуникации (общение на уровне глаз, рассаживание детей свободным полукругом, кругом);
взаимодействие с детьми с учё том разных типов восприятия:
Рекомендации к организации беседы воспитателя с детьми
В беседе с детьми воспитатель последовательно ставит вопросы с целью актуализации социокультурного опыта, активизации мышления и речи детей. Вопросы должны быть чёткими, достаточно краткими и понятными детям. Педагог даёт некоторые пояснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, корректно делает поправки. Окончание беседы должно характеризоваться определённой завершённостью, содержать обобщающие выводы и краткий заключительный рассказ воспитателя. Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием музыкального произведения, связанного с темой занятия, присоединительным текстом педагога. Беседа должна строиться таким образом, чтобы дети не боялись высказывать свои мысли, рассуждения. Важно уметь выслушать ребенка с уважением и вниманием к его мнению. На этапе присоединения активен воспитатель.
Но большая часть времени беседы должна отводиться высказываниям детей. При этом воспитатель активно способствует развитию у детей навыков культуры речи: дети учатся внимательно слушать того, кто говорит; не отвлекаться; не перебивать собеседника; сдерживать своё непосредственное желание сразу самому отвечать на вопрос, не подождав, пока закончит другой участник беседы. Для осуществления присоединения и развития дальнейшего эффективного общения педагог общается с детьми на уровне «Взрослый-Взрослый».
Предстоящая работа должна быть интересна детям. То, что значимо, интересно выполняется с добрым чувством и удовольствием. Воспитатель использует различные средства влияния на психологический климат (музыкальное оформление, соответствующий теме занятия визуальный ряд, интерьер, эмоции, знаки внимания детям и т. д.). Важно, чтобы это было новым, необычным, значимым для присутствующих. На данном этапе целесообразно предупреждение возможных неудач. Это поможет направить внимание детей к наиболее важному в предстоящей работе. Важно выразить надежду на успех («У вас все получится.», «Если возникнут трудности, мы разберёмся вместе»)
В основном этапе
ресурсного круга, детям задаётся вопрос по теме занятия, даётся некоторое время на его осмысление и поиск ответа, выдерживается короткая пауза. Педагог повторяет вопрос ещё раз.
Рекомендации к формулировке вопросов для обсуждения в развивающем ресурсном кругу. Основные правила: Основной вопрос не должен предполагать конкретного и (или) однозначного ответа, потому что в отсутствие мнений и обсуждать нечего. Основной вопрос должен соответствовать уровню развития детей группы, т. е. учитывать готовность детей к обсуждению вопроса. При проведении ресурсного круга педагог выбирает себе место рядом с активным ребёнком, хорошим коммуникатором. Это важный момент. Особенно в работе с детьми младшего возраста. Первый ребёнок, высказывающийся в ресурсном круге, задаёт тон, часто обеспечивает активность других детей.
Правила общения в процессе проведения «Ресурсного круга» - Внимательно слушать говорящего, поддерживать его молча. - Постараться смотреть на говорящего, чтобы лучше понять его. - Говорить ясно, четко, кратко, помнить, что высказаться хотят все. - Не перебивать говорящего. - Быть доброжелательным, уважать мнение других. -Если не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание - не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака (передача предмета без слов). - Любое мнение может быть воспринято.
Затем следуют высказывания детей по кругу по часовой стрелке. Воспитателем принимаются все ответы детей, замечания по поводу неточных ответов детей отсутствуют, не готовый к высказыванию ребёнок имеет право промолчать, его мнение будет выслушано в индивидуальном порядке после занятия. Взрослый при этом проявляет максимум терпения, спокойствия, доброжелательности. Выслушав все мнения детей, педагог обобщает высказывания, внимание акцентируется на положительном социокультурном опыте.
В ресурсном круге с делегированием в основном этапе вначале идёт диалог детей по теме занятия, затем делегируется право ответа детям. Далее, как и в обычном ресурсном круге, выслушав все мнения, педагог обобщает высказывания. Внимание акцентируется также на положительном социокультурном опыте. Обсудите в группе, почему вы выбираете именно эти задания. Придите к совместному решению. Договоритесь и решите в группе, кто будет рассказывать потом о проделанной работе. Это будет лидер группы. Мне бы хотелось, что бы каждая группа начинала свой ответ такими словами: «Мы посоветовались и решили, мы пришли к общему мнению…». На эту работу вам дается пять минут. - Интересно ли было выполнять задание? Легко ли было прийти к согласию в группе?
3. Третья часть НОД. Заключительный этап АФОД.
Рефлексия.
Рефлексия – получение обратной связи от воспитанников и подведение итогов занятия в соответствии с поставленными целями.
В завершении ресурсного круга подводится итог, делаются выводы Происходит закрепление предложенной темы, дети высказывают свое мнение, задают вопросы друг другу, играют в игры, делают умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи, обучая тем самым своих сверстников. Помощь воспитателя в подведении итогов состоит в осуществлении наводящих вопросов, в случае, если дети высказываются передавая сверстникам не полную информацию.
Рекомендуется после активного занятия положительно оценить действия каждого ребенка, подчеркнуть его личный вклад в общий результат, отметить его достоинства.
В анализе акцент делается на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научиться в будущем. Необходимо подчеркивать важность результатов совместной работы группы. Постоянная, систематическая обратная связь, осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.
Каждое активное занятие заканчивается переосмыслением социокультурных и духовно – нравственных категорий и ценностей, на нём происходит переоценка жизненного опыта, имеющегося у ребёнка, изменяется его восприятие, мышление, чувствование, появляется новый социокультурный опыт. Таким образом, происходят социокультурные изменения личности. Эти изменения педагог учитывает в дальнейшем развитии детей.
Оформление страницы Альбома (в условиях семьи или дошкольной организации).
Творческое задание детям и родителям. Самостоятельный поиск дополнительной информации по теме (манок на будущую деятельность, на расширение и углубление представления детей, мотивация детей и родителей к дальнейшему освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий).