Екатерина Чёрная
Педагогический опыт учителя начальных классов «Формирование познавательного интереса на уроках русского языка»
▼ Скачать + Заказать документы
О педагогическом опыте учителя начальных классов
Чёрной Екатерины Владимировны.
Формирование познавательного интереса на уроках русского языка
в начальных классах
Публикация «Педагогический опыт учителя начальных классов „Формирование познавательного интереса на уроках русского языка“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, в старших классах становится одним из самых нелюбимых учениками предметов. Поэтому, учитывая необходимость хорошего владения русским языком как основы освоения всех остальных дисциплин и роль его в социализации ребёнка в целом, важно формировать познавательный интерес к русскому языку начиная с начальных классов.
Интерес является сложным образованием, представляющим собой своеобразный сплав интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Ядро интереса составляют познавательный и эмоциональный компоненты, тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные.
Психологи и педагоги рассматривают интерес как «специфический» (С. Л. Рубинштейн, «ценнейший» (Г. И. Щукина) мотив учебной деятельности школьников. Интерес школьников к учебному предмету зависит от определенных условий обучения и воспитания, от того, насколько продумана учителем их работа по овладению школьной дисциплиной. Учеников привлекает, прежде всего, предмет, который «хорошо поставлен» (С. Л. Рубинштейн, где особенно интересно протекает их деятельность.
Актуальность нашего исследования в определении эффективности педагогических приёмов, направленных на активизацию деятельности младших школьников для формирования у них познавательного интереса к русскому языку.
Сегодня, в условиях большей информированности, как взрослых, так и детей, возникают новые проблемы в обучении и воспитании ребёнка, и проблема формирования познавательного интереса у младших школьников требует постоянного изучения, так как именно познавательный интерес оказывает большое влияние на психическое развитие личности ребёнка.
В своей практической деятельности по развитию познавательной активности у детей мы решали следующие задачи:
- способствовать общему развитию детей, обогащению их интеллектуально-творческого потенциала;
- формировать самостоятельность и культуру мышления учащихся, развитие их исследовательских умений;
- поступательное совершенствование личности ребенка, поиск поля успешности для каждого учащегося;
- развивать коммуникативные способности, умение работать в команде.
Наш эксперимент мы провели при изучении раздела орфографии на материале орфограммы в корне, с использованием индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При этом учитывали как специфические особенности конкретных орфографических явлений, так и познавательные возможности учащихся, варьировали учебный материал, методы, приёмы и организационные формы учебной работы с учётом индивидуальных особенностей детей.
Мы использовали методику блокового (одновременного, параллельного) изучения сходных орфограмм. В сравнении с традиционным (последовательным) изучением, это возможность добиться более высокого уровня обобщения, так как учащиеся с момента первого предъявления могут воспринимать новый учебный материал уже в систематизированном виде, создаются благоприятные условия для усвоения орфографии учащимися с различными познавательными возможностями. В критерии дифференциации включили только те параметры, уровень которых легко проверяется с помощью диагностических упражнений на разных этапах формирования орфографических умений, а именно:
1) показатели внимания; 2) орфографический самоконтроль;
3) показатели памяти; 4) показатели словарного запаса;
5) фонетические и фонетико-графические умения;
6) уровень сформированности навыка чтения;
7) образование связей и обобщений фонетико-орфографического и грамматико-орфографического характера (умение распознать орфограмму, подобрать проверочное слово, обосновать способ проверки).
Все диагностические задания мы разделили на предварительные, текущие и итоговые. Заданий было немного, и исследовали только тот круг особенностей учащихся, от которого зависит успешность усвоения материала по орфограммам в корне слова.
В своей работе по созданию условий к формированию познавательного интереса у детей начальных классов в условиях развивающего обучения русскому языку мы придерживались :
1) гуманистического отношения к детям, максимально учитывали их индивидуальные особенности, создавали атмосферу, благоприятствующую к их всестороннему развитию; 2) стремились к обеспечению полного осознания детьми приёмов учебной работы; 3) использовали разнообразные виды деятельности на уроках с целью переключения внимания учащихся в связи с его неустойчивостью; 4) сочетали игровую форму с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении.
Наш эксперимент мы провели с учащимися 3 «А» средней школы. В классе 30 человек. Время исследования с ноября по декабрь.
Педагогические наблюдения уроков русского языка в классе, анализ ответов учащихся, индивидуальные беседы с ними, ознакомление со статистическими данными успеваемости, дало нам общую картину о том, что проводимая работа не достаточна для формирования познавательного интереса к предмету.
Исходя из цели и задач вначале мы выявили типы школьников по их отношению к урокам русского языка методом анкетирования. По результатам анкетирования можно сказать, что к русскому языку большинство детей относятся нейтрально. Далее мы определили уровень сформированности познавательного интереса и процент времени активной деятельности детей на уроках русского языка разных типов методом педагогических наблюдений с применения методики для измерения времени активной деятельности. Показатели оказались низкие. Также невысокие показатели проявлений вопросов учащихся – наиболее специфического и яркого показателя познавательного интереса.
В течение недели детям были даны уроки четырёх типов :
1. Урок изучения нового учебного материала;
2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков;
3. Комбинированный урок;
4. Контрольный урок.
По результатам участия детей в учебном процессе и были получены вышеизложенные данные.
Такая картина наблюдалась нами в 3 «А» классе вначале.
Далее была проведена систематизированная работа с младшими школьниками, направленная на создание наилучших условий для активизации учебной деятельности и формирования познавательных интересов к предмету русского языка.
Обучение проводилось в три этапа:
1) ориентировочный (подготовительный) этап — 7 уроков;
2) этап изучения блока орфографических правил (основной) — 14 уроков;
3) этап совершенствования знаний и умений (дополнительный) — 6 уроков.
Проведенные в рамках исследования срезовые работы дают основание считать предложенный вариант методики изучения орфографии эффективным. Во-первых, значительно возрастает уровень сформированности таких обобщенных орфографических умений, как умения обнаружить и дифференцировать орфограммы, совершать правилосообразные действия и обосновывать их. Во-вторых, в 3 - 4 раза уменьшается количество орфографических ошибок на изученные орфограммы.
По результатам анкетирования можно сказать, что после формирующего этапа исследования увлечённость предметом русского языка стала значительно выше. Отвечая на вопросы анкеты дети пишут, что уроки стали интересней, нравится работать в группах и выполнять увлекательные, хотя и сложные упражнения. Дети заметили изменения в преподавании и отметили, что стали лучше понимать учителя.
На последних трёх уроках совершенствования знаний и умений мы опять провели педагогические наблюдения за проявлениями познавательного интереса на уроках русского языка с целью выявления процесса его формирования в условиях вышеописанного эксперимента с фиксированием результатов в таблице проявлений познавательного интереса.
В конце формирующего этапа в классе наблюдался процесс подлинной мыслительной активности учащихся с яркой эмоциональной окрашенностью, что характерно для познавательного интереса. Вопросы, направленные на причинно-следственные связи, на вскрытие закономерностей учащихся являлись не только показателями их ориентировки в учебном материале, но и стимулами познавательной активности, развивающейся под влиянием познавательного интереса.
Наше исследование позволяет сделать вывод о том, что при использовании методических условий реализации индивидуально-дифференцированного подхода при обучении русскому языку повышается уровень познавательного интереса к содержанию предмета, повышается время активной деятельности детей на уроке, что способствует процессу постепенного формирования устойчивого познавательного интереса. А также позволило нам разработанные к эксперименту диагностические методики, упражнения и задания к ним, приёмы блокировки (сжатие, объединение, укрупнение) теоретического материала, фрагменты уроков, методику измерения полученных результатов оформить в Методические рекомендации для использования нашего педагогического опыта заинтересованными педагогическими работниками.