Галина Благова
О необходимости информирования родителей об основах речевого развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
С рождением ребёнка особая ответственность за его развитие ложиться на семью, что делает особенно актуальным педагогическое консультирование молодых родителей.
Родители совместно с врачами должны следить за ходом становления и развития физиологических реакций, принимать необходимые профилактические меры в случае их отклонения от нормы. Для реализации рациональных методов профилактического педагогического воздействия имеет значение знание возрастных особенностей становления речевой функции и психики в целом.
Публикация «О необходимости информирования родителей об основах речевого развития ребёнка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2022
Для своевременного развития речи мать и другие лица, окружающие ребёнка, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Большую роль имеет всемерное содействие тому, чтобы период овладения ребёнком двигательными навыками (сидение, ползание, ходьба и т. д., речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно. Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук.
Для развития детей раннего возраста особое значение имеет степень понимания речи, что во многом зависит от речевого поведения взрослых. Понимание речи происходит у ребёнка путём установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребёнка.
Не следует в начальный период развития перегружать ребёнка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, чтением ему литературных произведений не соответствующих возрасту.
При общении с ребёнком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить.
Окружающие ребёнка люди своей плавной, чёткой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому подражанию речевого высказывания. В случае появления у ребёнка быстрого темпа речи, необходим особый речевой режим с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий и в целом речевой нагрузки.
В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребёнка, процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, неправильно произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребёнку бывает необходимо специальное корригирующее обучение логопеда.
В процессе становления речи дети проходят через физиологические запинки, которые проявляются в прерывистости речевого потока, многократном повторении слов и слогов, произнесении слов в период вдоха. Эти явления связаны главным образом с незрелостью координаторных механизмов в деятельности периферического речевого аппарата и обычно исчезают к 4-5 годам жизни. Однако эти запинки могут прейти в речевую патологию, если в этот период ребёнка будет окружать напряжённая психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание неправильным. Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Ребёнок в этот период должен быть огражден от пребывания в конфликтных ситуациях, социально психологическая среда должна быть организована в целях стабилизации его эмоционального состояния. Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью.
Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая окончания.
Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности.
Формирование речевой функции должно осуществляться параллельно с изучением окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представлений и знаний о них происходит благодаря теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного развития.
Важнейшим средством психического развития является детская игра, которая мотивируется потребностями познания и необходимостью приобретения знаний и умений, которые им понадобятся лишь в дальнейшем. Включение дидактических игр способствует сенсорному развитию ребенка, формирует понятия, развивает способность обучаться, совершенствует слуховое внимание, речевую артикуляцию и речь в целом.
Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения в дальнейшем детей грамоте. Готовность ребёнка к обучению письму и чтению неразрывно связана с возможностью осознавать звуковой строй языка, т. е. умением слышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки ведет к развитию как внимания к звуковой стороне речи, так и слуховой памяти.
Одной из задач воспитания дошкольника является формирование навыков произвольной организации деятельности с опорой на программирующую речь взрослого и речь самого ребенка.
Тип воспитания в семье в определённой мере влияет на формирование черт характера, речь и психику ребёнка в целом. Тёплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта, необходимы для грамотного психологического развития ребёнка. Воспитание ребенка в дружной семье как равного её члена с соблюдением всех психолого- педагогических требований, с ранней познавательной, общественной, трудовой ориентацией, способствует формированию характера с положительными социальными установками при всём многообразии индивидуальных особенностей, сформированных интересов и объёма полезных знаний.