Елена Хващевская
Лекция для родителей «О конфликтах просто и понятно»
▼ Скачать + Заказать документы
(лекция для родителей с элементами беседы)
В жизни бывает всякое, мы не всегда довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции.
Иногда это приводит к межличностным конфликтам.
Что такое конфликт (Можно спросить об этом у родителей)
Публикация «Лекция для родителей „О конфликтах просто и понятно“» размещена в разделах
В обыденном понимании это скандал, ссора. С научной точки зрения конфликт – это столкновение мнений, сторон, сил, что с неизбежностью возникает при любых контактах. И оно (столкновение) не обязательно принимает характер скандала. Более того, конфликт почти во всех случаях преодолим, но суть его состоит в том, что он всегда связан с необходимостью решения какой-то проблемы. (Приведите типы отношений, в ходе которых часто возникают конфликты)
Конфликты пронизывают и личные, и производственные отношения.
Они возникают по разным причинам.
Скажите, можно ли утверждать, что сегодня отношения между людьми носят более конфликтный характер, чем 20 лет назад? (Ответы родителей)
Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы родителей)
С одной стороны, нестабильность жизни порождает в людях повышенную тревожность, нервозность и даже агрессию. С другой, информатизация и компьютеризация общества приводят к тому, что люди начинают утрачивать навыки общения.
Мы разучились слушать и слышать друг друга, не видим в других людях личности, которые достойны уважения. Очень любим себя («Я – звезда, достойная всего самого лучшего») и не желаем считаться с чужим мнением («Кто Вы такой, чтобы я под Вас подстраивался?»). Но если никто не хочет приспосабливаться и уступать, то к чему в таком случае приводит конфликтная ситуация? (Ответы родителей).
Давайте с вами проследим за тем, как развивается конфликт.
1этап. Спорная ситуация.
Участники ситуации не согласны друг с другом по каким-либо вопросам. При этом возможно 2 варианта развития событий.
Если ни одна из сторон, участвующих в спорной ситуации не считает ее конфликтной, то ситуация разрешается бесконфликтно.
В том случае, если хотя бы одна из сторон считает ситуацию конфликтной, то наступает
2 этап. Конфликтная ситуация.
Здесь уже участники ситуации проявляют конфликтное поведение (негативные оценки в адрес друг друга, взаимные оскорбления)
3 этап. Конфликт.
Происходит некий инцидент, который активизирует конфликтующие стороны.
4этап. Продолжение или разрешение конфликта.
А теперь попытаемся дать характеристику различных типов исхода конфликтной ситуации :
Уход (избегание) от разрешения возникшего противоречия путем перевода в другое русло (ссылка на недостаток времени, на неуместность, несвоевременность).
Такой исход конфликта – малопродуктивен, ибо оставляет проблему на завтрашний день или на ближайшее будущее. Уход может создать ситуацию видимого благополучия, внутри которой растет «снежный ком» неразрешенных проблем. Эффективен, когда есть надежда, что ситуация разрешится сама собой, что бывает очень редко. Люди с лозунгом «Лучше плохой мир, чем хорошая война» не способны на длительное противостояние. Они уходят от конфликта. Уход от конфликта продуктивен в том случае, если дает возможность противостоящим сторонам остыть, найти оптимальный вариант выхода из конфликта. К формам ухода относится переход на «чисто деловые отношения».
Сглаживание (приспособление, когда одна из сторон соглашается с претензиями, но только в данный момент. Обвиняемый старается успокоить партнера, снять эмоциональное возбуждение, но это не означает, что он принял к сведению претензии обвинителя или осознал предмет спора. Просто не теперь и не сейчас. Эта тактика подрывает доверие партнера, ведь он через некоторое время обнаружит, что его слова не возымели никакого действия, ему пообещали, но обещание не выполнили.
Силовое давление, т. е. подчинение одной из сторон силовому давлению другой – к сожалению, один из наиболее популярных методов «решения» конфликтной ситуации и самый непродуктивный. Предпочтение этой формы разрешения конфликта может быть вызвано подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызванной предполагаемым поражением в конфликте, или стремлением доказать свое энергетическое, интеллектуальное или профессиональное превосходство. Так же как и при уходе, создается ситуация видимого благополучия, т. к. быстро и решительно устраняется конфликт, но у оппонента постепенно нарастает недовольство. И однажды наступает момент, когда «побежденный» сможет действовать с позиции силы или своим подчиненным положением, пассивным бездействием будет оказывать давление на «победителя». Этот тип можно охарактеризовать словами: «Лучшая защита - нападение», Люди такого типа увеличивают длительность конфликта. А длительные конфликты опасны как для деловых, так и для семейных отношений.
Конкуренция (соперничество)- это малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание мнение другого: «на войне как на войне». При конкуренции ситуация может дойти до личных оскорблений: «Кто вы такой, чтобы я под вас подстраивался?». В этом случае для разрешения ситуации необходимо третье лицо.
Компромисс по образному представлению – решение конфликта по формуле «и нашим, и вашим». Для его достижения необходимо наличие определенных навыков ведения переговоров, учета интересов и потребностей участников конфликтной ситуации, и здесь самое сложное – определить истинные мотивы конфликта. Очень часто конфликтующие стороны сами не могут осознать истинные мотивы своих действий, предлагая для обсуждения то, что лежит на поверхности. Недостатки компромисса в том, что одна из сторон может сдать свои позиции намного раньше другой, возможно из вежливости, затем раздувая свои позиции, чтобы потом показать свое великодушие. Но в результате ни одна сторона не будет придерживаться принятого решения. Для людей, действующий по такому принципу, характерен лозунг «Пусть думает, что он победил». Они выстраивают стройную систему доказательств собственной правоты и неправоты другой стороны. Только третий человек может вывести конфликтующие стороны из тупика.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
При разрешении конфликта участники не должны ничего проигрывать. Наоборот, они должны что-то выиграть, а это возможно только при разрешении конфликта в форме сотрудничества по совместному преодолению противоречий.
Упражнение «Нужны ли конфликты с педагогами ДОУ?»
Группа родителей делится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с педагогами недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с педагогами необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.
Упражнение «Ваши предложения»
Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей.
Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.
Положительные и отрицательные стороны конфликтов
• Получение социального опыта
• Нормализация морального состояния
• Получение новой информации
• Разрядка напряжённости
• Прояснение отношений
• Стимулирование позитивных изменений
• Настроение враждебности
• Ухудшение социального самочувствия
• Формализация общения
• Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение
• Эмоциональные затраты
• Ухудшение здоровья
• Снижение работоспособности
Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.
Детский сад — это такой же этап в его жизни, как школа, институт, производство; и от умения взрослых людей продуктивно выстраивать отношения зависит во многом то, как будет складываться жизнь их детей детском саду и научатся ли они грамотному поведению в конфликтах.