Нина Палайчук
О духовно-нравственном воспитании в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей
▼ Скачать + Заказать документы
О духовно-нравственном воспитании в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей.
Проблемы нравственности интересовали человечество всегда, и это отражено в древних учениях, философских трактатах. Я хочу начать своё выступление словами Теодора Рузвельта, известного государственного деятеля, политика и философа, который когда-то так сказал о значимости нравственного воспитания : «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».
Публикация «О духовно-нравственном воспитании в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1) В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Погибло и навсегда исчезло государство, гражданином которого была я, мы все были…На слом пошло всё, в том числе и те нравственные идеалы и ценности, которые формировали настоящих граждан своей страны, патриотов, готовых защищать своё Отечество…
Долгие годы понятия «патриотизм», «гражданственность» считались пережитками коммунистического воспитания. А слова «патриот» и «коллективист» стали крамольными, чуть ли не ругательными.
Ушли в прошлое октябрятские, пионерские и комсомольские традиции. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о справедливости, о доброте и милосердии, великодушии и сострадании, гражданственности и патриотизме.
И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
С большим удовлетворением восприняла то, что создана «Концепция и Примерная Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.»
Духовно-нравственное воспитание… Наконец-то эта проблема вышла на общегосударственный уровень и именно воспитание провозглашается в качестве приоритетной задачи школы. В Законе Об Образовании говорится: основной задачей школы является ВОСПИТАНИЕ и образование подрастающего поколения. Слово «воспитание» стоит на первом месте, потому что даже самое хорошее образование не гарантирует воспитания высоконравственной личности.
Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, в том, что они совершенно не ценят ни своей собственной, ни чужой жизни. поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным. Несмотря на докризисные экономические успехи, внутриполитическую стабилизацию и другие позитивные тенденции последних лет, общее состояние современного российского общества, особенно молодой её части, выглядит очень тревожным. Так, количество убийств на 100 тыс. жителей в нашей стране сейчас почти в 4 раза больше, чем в США (где ситуация в данном отношении тоже очень неблагополучна, и примерно в 10 превышает их распространенность в большинстве европейских стран.
По количеству самоубийств Россия в 3 раза опережает США, занимая второе место в Европе и СНГ не только среди населения в целом, но и среди молодёжи в возрасте до 17 лет. Человеческая жизнь, в том числе и собственная, перестала быть особой ценностью, дарованной Богом для созидания.
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе мы дойдем окончательно до гибели и нравственного разложения.
Причинами данной ситуации явились: отсутствие положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе: то, что раньше осуждалось, теперь возводится в ранг добродетели, они видят, что миллионером становится конферансье и пародист, он строит себе замки, а их дедушка, честно проработавший всю жизнь, не может купить себе лекарства, они для него запредельно дороги…
Это и спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой “валеология”
А испокон веков традиционные христианские добродетели, такие, как верность, целомудрие, святость брака заменились идеями “безопасного секса” и “планирования семьи”; т. е.
А не продуманные изменения в образовательной системе…. вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Причём все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции…Слава Богу, последние принятые закон внушают какую-то надежду на изменение ситуации…
Так что проблема духовно- нравственного воспитания очень актуальна. И особенно она важна для таких школ, как наша, где обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями. Дальнейшая социализация и интеграция детей с проблемами слуха невозможна, если ребёнок не усвоит ту систему нравственных идеалов и ценностей, которые приняты в обществе.
Воспитание нравственности – это прежде всего воспитание ЧУВСТВ… и нравственная сторона поведения проявляется именно в стремлении посочувствовать, поделиться с другими тем, что им дорого, сделать что-либо для других, помочь им. А у наших детей в силу их дефекта затруднено понимание состояния, переживаний сверстников.
Без специального объяснения и показа взрослых они не будут сами жалеть, делиться, хвалить, помогать друг другу… У них нет эмоциональной потребности, особенно вербальной, к общению с другими детьми…
У нас в интернате для глухих и слабослышащих детей создано 6 воспитательных групп. Три из них – это группы воспитанников младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - это тот период в жизни ребёнка, когда ещё можно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил поведения (начинает формироваться направленность личности). И от того, что что мы заложим ребёнку в этом возрасте, какие правила морали и этикета ему привьём, с этим он и будет жить всю жизнь. Именно сейчас так важно дать детям представления о нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения, желательно не читая нотаций.
Воспитательная работа в группах ведётся в соответствии с Программой воспитательной деятельности школы. На основе Программы составлено календарно- тематическое планирование.
Программа разработана с учётом особенностей наших воспитанников.
Цель программы: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, ведущей здоровый образ жизни.
Задачи программы:
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с другими субъектами социализации — социальными партнерами школы : ЦДО " Спектр", «Излучинская школа искусств», молодёжный центр «Луч», Дворец спорта «Югория», ежемесячно проводятся встречи с инспектором по делам несовершеннолетних и инспектором безопасности дорожного движения, отдел полиции ОМВД по Нижневартовскому району.
Также социальным партнёром школы является районная библиотека, Центр дневного пребывания инвалидов и пожилых людей «Радуга», КДЦ «Арлекино». Традиционными стали выезды наших воспитанников в областной Центроспас «Югория». В рамках реализации проекта «Социализация глухих и слабослышащих детей через дополнительное инклюзивное образование» наши ребята занимаются в секциях Излучинского Дворца спорта «Югра», в кружках ЦДО «Спектр», где учатся общению со слышащими детьми.
Основные направления Программы воспитательной деятельности : учебно-познавательное, нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, правовое, эстетическое, физическое, коммуникативное, направления взаимодействия школы и социума, работа с родителями, организация детского самоуправления.
Патриотическое направление,
.Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Гражданско-правовое воспитание должно начинаться с детского сада и начальной школы, где ребята знакомятся с элементарными понятиями о демократии, правах человека и ребёнка, нормах нравственности. Основным направлением является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
Ниже приводится тематика занятий для глухих и слабослышащих детей по группам :
3 группа: (1-3классы)
«Мы – воспитанники» (О правилах поведения в школе и интернате).
«Я сам отвечаю за своё здоровье». (Режим дня. Уход за телом.)
«Правила поведения за столом». (Этикет)
Что «можно» и что нельзя».
«Мы и воспитатели.»
«Помогу другу». (О взаимопомощи).
«Добро и зло». (На материале сказок).
Игра «Мы в гостях».
«Наши эмоции. Как ими управлять.»
«Что означают наши имена?»
«Застенчивость. Хорошо это или плохо?»
«Всегда ли нужно говорить правду?»
«Лучший подарок моей семье на Новый год».
«Россия – наша Родина»
«Правила общения со взрослыми».
«Хороших слов на свете много…»
Тематическое рисование «Мой папа лучше всех»
Поздравление к 8 марта «Цветы для мамы».
«Буду делать хорошо и не буду – плохо».
«Школа вежливости»
Группа №6 (0 – 2 классы)
«Приветствия»
«Я – хороший»
«Мы гордимся нашими воспитанниками» (Всемирный день глухих)
Открытка для учителя.
ПДД «Я на улице»
Аппликация «Осенний лес» (формирование бережного отношения к природе, формирование экологических представлений)
Кормушка для птиц» (конструирование)
Темат. рисование «Семейный портрет».
«Покормите птиц зимой»
«Открытка для мамы» (Всемирный День Матери»)
«Страна вежливости»
«Волшебные слова»
Что такое дружба»
Беседа «Кто опрятен, то приятен».
Беседа «Мамы нет дороже»
Игра – упражнение «Пожалуйста»
Государственные символы России.
5 группа. (2-4 классы)
«Умеешь ли ты дружить?»
«Хорошие и плохие поступки»
Ролевые игры: «Умей попросить прощения»
Добрые пожелания. Поздравления.
Практическое занятие «Первая помощь при порезе, если укололся».
Практич. Занятие. «Широкая масленица
(патриотич. воспитание через изучение фольклора, обычаев).