Елена Николаевна Васильева
Нравственность-доброта сердца
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственность – доброта сердца.
Тема воспитания нравственности не нова, как и воспитание в целом. Но на каждый период времени эта проблема принимает разные формы. Современный мир предъявляет жесткие требования к человеку – он должен быть хорошо образован, отлично эрудирован, должен быть уверенным пользователем современных технологий. Вот и родители, воспитывая своих дошколят, все чаще делают упор на всестороннее развитие интеллекта, стараются, чтобы их ребенок раньше научился писать и считать. К сожалению, мало кто обращает большое внимание на воспитание умения сочувствовать и сопереживать, мало кто воспитывает сердце.
Публикация «Нравственность-доброта сердца» размещена в разделах
Однако же воспитание эмпатии, то есть умения эмоционально входить в положение другого человека, имеет свои сроки и если родители или воспитатели пропустили их, то потом очень трудно наверстать упущенное. Поэтому одним из направлений работы воспитателей в детских садах является развитие способности к эмпатии. Причем дети учатся сочувствовать не только людям, но и всему живому. Это является основой для развития более сложных чувств: гуманизма и добросердечности.
Особенно хорошо удается развить сочувственное отношение к окружающему миру через общение с природой. Замечено, что если у ребенка есть домашнее животное, то он проявляет больше сочувствия как к своим сверстникам, так и животным и растениям, а также вряд ли совершит неблаговидный поступок по отношению к живому – не сорвет цветка, не будет мучить котенка.
Для воспитания гуманного отношения к природе, как педагогам, так и родителям могут прийти на помощь такие виды деятельности, как уход за растениями и животными, например, подкармливание птиц зимой; экскурсии в живую природу с обязательным примером заботливого отношения к природе – не рвать зря цветов, не разорять птичьих гнезд, не трогать муравейников и т. д. Поможет и чтение стихов и рассказов о природе Е. Чарушина, В. Бианки, К. Паустовского и других.
Дошкольники живо откликаются на заинтересованное эмоциональное отношение взрослого и перенимают это отношение, то есть как таковой нравственности обучить невозможно, можно лишь подать пример и, проявив свое эмоциональное отношение, вызвать отклик в сердце ребенка. Пережив вместе со взрослым такой опыт, ребенок усваивает определенные правила и нормы без нотаций и нравоучений, и понимает что окружающий нас мир неповторим, уникален и нуждается в нашей заботе.