Ольга Даниловна Исакова
Консультация «Нравственность — педагог — дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственность – педагог – дети
Рассматривая вопрос нравственности в дошкольном образовании, нужно отметить, что в новых условиях образования особое значение приобретают повышение эффективности и качества нравственного воспитания дошкольников, готовность педагогов к успешному решению профессиональных задач через методы и средства совершенствования работы по обучению и воспитанию детей, улучшению качества их подготовки к школе. Важнейшее место должны занять вопросы повышения уровня нравственного воспитания дошкольников, формирования у них первых навыков и привычек поведения, дружелюбия, основ патриотизма.
Публикация «Консультация „Нравственность — педагог — дети“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Большое значение для нравственного воспитания дошкольников имеет создание условий, при которых воспитательные возможности разнообразной детской деятельности реализовались бы с наибольшей полнотой. Надо достичь такого создания развивающей предметно-пространственной среды, чтобы каждый ребенок в течении всего дня пребывания в детском саду был занят интересной, полезной для него деятельностью, чтобы новые впечатления и познания, взаимодействия со сверстниками способствовали формированию нравственных качеств, развивали активность, инициативу, творчество. Только такая практика позволит наполнить день ребенка радостью, что создаст, в свою очередь, условия для поддержания в ребенке положительного эмоционального состояния, бодрого, жизнерадостного настроения, оптимизма, доброжелательного отношения к окружающим.
Для нравственного воспитания дошкольников педагог должен использовать прежде всего все виды детской деятельности, в том числе самостоятельной (двигательная, изобразительная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, самообслуживание и элементарный бытовой труд и т. д.).
Так в игре, например, ярко проявляется детская активность, творчество, отношение к окружающему. Игры – прекрасное средство объединения детей, формирования у них начал положительных взаимоотношений со сверстниками. Под влиянием интереса к содержанию игры, к развитию ее сюжета дети проявляют активное стремление к совместным действиям, учатся согласовывать свои желания и интересы с предложениями других участников игры. Задача воспитателя – не остаться посторонним наблюдателем происходящего, а помочь детям наиболее полно воплотить свои замыслы. Только при правильном руководстве педагога взаимоотношения между детьми примут доброжелательный характер, будут основаны на уважительном отношении друг к другу. Дети научатся уступать и настаивать на своем, выслушивать мнение партнеров, соглашаться или противопоставлять им свои собственные доводы, не прибегая при этом к нежелательным поступкам. Воспитатель должен уметь тактично исправить допущенную кем-либо из участников игры оплошность и наладить детские взаимоотношения, не дожидаясь открытого конфликта. Важно, чтобы каждый ребенок получил от игры удовлетворение и чтобы под влиянием этого у него росла привязанность к сверстникам, воспитателю, детскому саду.
Активным средством нравственного воспитания дошкольников является самообслуживание и элементарная бытовая трудовая деятельность. Но за последнее время труд детей в дошкольных учреждениях стал менее систематичным, не расширяется его содержание, а значит, не совершенствуются методы руководства. А труд – прежде всего средство нравственного воспитания. Совершенствуя работу по руководству трудовой деятельностью дошкольников, следует наибольшее внимание уделять раскрытию нравственного смысла продуктивных действий детей; разъяснять детям смысл трудовых усилий, положительно оценивать действия детей, в которых проявляется забота об окружающих, ответственное отношение к порученному делу, достаточная самостоятельность и организованность. Все это позволит дошкольникам осознать значение труда, его смысл, будет формировать мотивы деятельности, побуждающие включаться в труд по собственной инициативе.
Немаловажное значение для решения задач нравственного воспитания имеет непосредственно образовательная деятельность, в процессе которой дети овладевают некоторыми практическими навыками и умениями, получают информацию о нормах морали социума, об отношениях между людьми, о Родине: России, крае, городе, селе. Задача педагога – не просто донести до детей шаблонные знания, но и выработать к ним определенное отношение, способствовать активному проявлению этого отношения в разнообразной самостоятельной деятельности дошкольников. Нередко дети правильно рассуждают о хорошем и плохом, оценивают положительные и отрицательные поступки литературных героев, но в собственном поведении проявляют отрицательные качества. Актуальнейшая задача воспитателя – совершенствовать средства и методы работы по формированию у детей представлений о жизни в социуме, нравственных нормах поведения.
Полученные детьми представления должны вызвать у них эмоциональный отклик, влиять на формирование положительного отношения к действительности, побуждать к деятельности, в которой проявлялись бы нормы отношений.
Также непосредственно образовательная деятельность позволяет педагогу формировать у детей мотивационно-волевые качества: умение доводить любое начатое дело до конца, желание справиться с трудностями, стремление проявлять аккуратность, самостоятельность, настойчивость. Подобные качества, наряду с интегративными качествами, имеют большое значение для подготовки к школе, и их формирование начинается задолго до поступления детей в первый класс. Однако, не менее важно формировать у детей правильное отношение к ошибкам и неудачам партнера, проявление заботливости и желания помочь, умение тактично исправить ответ сверстника, сделать замечание в корректной форме и т. д.
Одно из требований ФГОС ДО – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». Так, какие же условия могут быть созданы? Прежде всего они должны быть благоприятные. Поэтому одна из важных задач каждого педагога – сделать свой «участок работы» уютным, располагающим детей к активной деятельности, удовлетворяющим их потребности в движении, наблюдениях, отдыхе. В быту необходимо создать благоприятные возможности для формирования у детей навыков культуры поведения: умения приветливо поздороваться и вежливо обратиться с просьбой к воспитателю, младшему воспитателю, быть предупредительным, внимательным к сверстникам, проявлять уважительное отношение к взрослым. Необходимо воспитывать детей так, чтобы их поступки были отражением действительно доброжелательного отношения к окружающим. Только в этом случае воспитание культуры поведения будет тесно связано с решением задач нравственного воспитания. Дети нарушают элементарные нормы и правила поведения, проявляют непослушание, ссорятся со сверстниками чаще всего тогда, когда их деятельность не организована, когда им приходится долго ожидать, когда их жизнь в детском саду бедна яркими впечатлениями, интересными играми, исследовательской деятельностью…
Педагог должен систематически наблюдать за проявлениями детей в разнообразных ситуациях, отмечать, насколько доброжелательно они относятся друг к другу, проявляют ли самостоятельность, настойчивость, ответственность при выполнении любого вида деятельности. Так как устойчивость сформированных качеств проявляется в измененных условиях, особое внимание педагог должен уделять вопросу о том, насколько постоянны проявления детей: как они поступают в определенной ситуации в присутствии воспитателя и без него, с родителями в детском саду и в семье и т. п. Только сравнительные характеристики позволят получить наиболее объективные результаты. Поэтому воспитатели обязательно совместно с родителями должны обсуждать типичные проявления детей, анализировать причины и выбирать наиболее щадящие и эффективные методы воспитания, осуществляя индивидуальный подход к каждому ребенку.
Воспитателю необходимо систематически совершенствовать свою работу с семьей, стремиться улучшить качество и разнообразие форм такой работы. Но не следует забывать, что контакт с семьей во многом зависит от авторитета воспитателя, от его умения вызвать у родителей положительное отношение к дошкольному учреждению, чувство успокоенности за своих детей. Установление контактов с семьей должны основываться на взаимопонимании, доверии и уважении к родителям своих воспитанников.
Безусловно, воспитание любого нравственного качества требует любви к детям, самоотверженности, времени и терпения. Так будем же мы настоящими педагогами, мастерами своего дела! Мы – творцы будущего! Во многом от нас зависит, каким будет будущее поколение!