Тагирова Зейфат Гадаевна
Духовно-нравственное воспитание детей во взаимодействии ДОО и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Большие перемены происходят в общественном сознании. Россия переживает духовно-нравственный кризис. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные, обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а именно дошкольного возраста имеет чрезвычайную значимость. Дошкольный возраст, несомненно, является первой и начальной ступенью для развития и воспитания личности. В этом возрасте формируются качества, которые являются базисом воспитания личности. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей во взаимодействии ДОО и семьи» размещена в разделах
В ФЗ «Об образовании Российской Федерации» отмечено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу поведения человека. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Только традиционный уклад, традиции и обычаи, нормы морали, непосредственное сотрудничество семьи и ДОУ могут содействовать повышению и подъему нравственности, но непременно при систематической работе начиная с семьи, ДОУ и далее плавно переходящим в школу. В этом нам помогают: художественная литература, сказки, стихи, фольклор, доверительные беседы и конечно игры – то есть все то, что делает детскую жизнь счастливой и интересной и является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Важное место в данном направлении работы отводится сотрудничеству дошкольного учреждения и семьи. Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Исходя из традиционных методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениям. Воспитание уважения и добрых чувств к своим близким - дело не только узкосемейное, но и задача нравственного воспитания вообще. Проблему преодоления духовно-нравственного кризиса общества невозможно решить без осуществления комплексного культурно-просветительного влияния на семью. Семья является основой формирования системы жизненных ценностей и отношений ребенка в социуме. В нынешнее время на первый план выходят материальные ценности перед духовными, в связи, с чем у молодого поколения искажены представления о доброте, справедливости, милосердии, великодушии. Другой вопрос, что на сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу своего духовного возрастания, духовно-нравственного воспитания своих детей и взаимодействия в этом процессе.
Причины такой несостоятельности известны
-утрата традиций в семейном укладе семье;
-отсутствие понимания у молодых родителей (либо наличие искаженных) знаний о закономерностях духовно-нравственного развития личности и законах духовной жизни;
-недостаток личного опыта духовного общения у родителей и педагогов.
-отсутствие представлений о прямой зависимости образовательного учреждения и семьи, от внутренней духовной жизни педагогов и родителей в процессе становления духовной сферы детей, и формирования содействующей духовно-нравственному становлению среды и социума.
Исходя из вышеизложенного мы, взрослые, должны понимать, что поднять уровень духовности нам можно, прежде всего начиная с себя восполнять пробелы только милостивой и сердечной любовью родителей и педагогов. В этой связи модернизация дошкольного образования вносит нормативно-правовые изменения в систему дошкольного образования. В ФГОС особое место в воспитательно-образовательном процессе отводится работе с родителями. Планирование данной работы ведется ежедневно. В данную форму работы входит использование традиционных, нетрадиционных и новых форм работы с родителями.
Сотрудничество ДОО с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения. Многие дошкольные образовательные организации (ДОО) занимаются проблемой духовно-нравственного воспитания детей и приоритетным направлением берут за основу данное направление. При этом большое внимание уделяется традициям и обычаям дагестанского семейного воспитания. Богатство культуры Дагестана, несомненно, направлено только на обогащение и пополнение знаний и вместе с тем основой воспитания духовной культуры детей. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечением духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно-развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться – есть важнейшее условие успешного развития России.