Швецова Наталья Николаевна
Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. Принципы развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде).
Публикация «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах
Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовать свое поведение.
От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина современного российского общества.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников и в качестве одной из задач определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Одним из основных принципов дошкольного образования в настоящее время является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду, к самому себе и результатам труда.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства.
Следовательно, нравственное воспитание осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется прежде всего в процессе деятельности, в условиях коллективного образа жизни в детском саду. В играх, занятиях, в труде под руководством педагога дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках, практически учатся устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками. Формируется ценное для нравственного развития ребенка стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках.
Методы и средства нравственного воспитания детей 4-5 лет направлены на постепенное формирование элементов нравственного поведения, чувств и сознания ребенка и затрагивают разные области его взаимодействия с окружающим: отношения ребенка со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Нравственное воспитание включает в себя воспитание дружеских взаимосвязей и взаимоотношений между детьми, привычку играть и трудиться сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления совершать хорошие поступки и радовать ими окружающих. К этой же категории можно отнести воспитание уважительного отношения к окружающим людям: заботу о малышах, помощь пожилым и др.
Анализ деятельности МБДОУ «Детский сад №12» г. Чернушки по нравственному воспитанию дошкольников среднего возраста и первичная диагностика уровня нравственного воспитания средних дошкольников показали, что:
деятельность по нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста ведется, но осуществляется эпизодически, бессистемно;
имеются некоторые документы для правильной организации деятельности по нравственному воспитанию дошкольников, но они существуют на уровне «для галочки»;
созданы необходимые условия для нравственного воспитания детей, но условия в полной мере не используются;
уровень образования и квалификации педагогов позволяет реализовывать данный вид деятельности;
у испытуемых дошкольников отмечается средний уровень осознания нравственных норм, элементарные нравственные нормы сформированы в большей степени, чем другие. Также у испытуемых воспитанников на среднем уровне находятся показатели эмоционального отношения к нравственным нормам.
По итогам проведенного исследования разработан комплекс практических мероприятий, направленных на осуществление нравственного воспитания дошкольников среднего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель комплекса мероприятий: создание условий для нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Формы работы:
чтение народных и авторских сказок, литературных произведений сказки о материнской любви;
цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)
тематические выставки детского творчества.
знакомство детей с примерами высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
экскурсии на природу;
слушание музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших);
диагностика представлений о нравственных нормах.
В качестве критерия нравственной воспитанности личности дошкольника рассматриваются ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:
отношение к обучению;
отношение к людям;
отношение к самому себе;
отношение к природе;
отношение к труду;
отношение к действительности.
Таким образом, общение с ребенком в ДОУ должно строиться на доверии, на чувстве глубокой любви, уважении его личности, прав. Такой стиль воспитания будет способствовать развитию нравственности любого ребенка.
Список литературы
1. Година Г. Н. Нравственность и воспитание. - М. : Спарк. - 2011. – 289 с.
2. Козлова С. А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М, : Владос. - 2008. – 289 с.
3. Мартьянова А. И. Нравственное воспитание : содержание и формы // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 21-29.
4. Нравственно-духовное воспитание в детском саду. / Под ред. Буре Р. С. - М. : Наука, 2010. – 209 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Интернет-ресурс: https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf Дата обращения:12.11.2014