Александр Иванович Лукьянов
Нравственное развитие и ценности
▼ Скачать + Заказать документы
Первые исследования развития нравственных суждений были осуществлены Пиаже. Наблюдая детей разного возраста в процессе игры, и беседуя с детьми о правилах игр, о том, что такое справедливость, о нравственности персонажей всевозможных историй, Пиаже пришел к выводу о существовании двух стадий нравственного развития. На первой стадии нравственного реализма ребенок убежден, что правила предписываются некими авторитетами (например, родителями или учителями) и поэтому являются незыблемыми, абсолютными и нерушимыми. Представления о хорошем и плохом тоже жесткие, а справедливость занимает подчиненное положение по отношению к авторитету взрослого. Маленькие дети, с которыми беседовал Пиаже, считали, что лгать — это всегда плохо; и когда их расспрашивали об истории, в которой указания родителя противоречат принципам справедливости и равенства, обычно в качестве правильного способа поведения они выбирали послушание взрослому. На этой стадии действия оцениваются более по их последствиям, а не по намерениям их совершившего. Пиаже спрашивал детей, кто больше заслуживает наказания: мальчик, который, пытаясь помочь матери, случайно опрокинул поднос и разбил 15 стаканов, или другой мальчик, который, пытаясь стащить из буфета печенье, разбил один стакан. Большинство детей отвечали, что первый мальчик больше заслуживает наказания, поскольку разбил больше стаканов (Piaget, 1932/1965).
Публикация «Нравственное развитие и ценности» размещена в разделах
По мнению Пиаже, вторая стадия нравственного релятивизма начинается в 10-11 -летнем возрасте. На этой стадии в нравственных рассуждениях преобладают представления о взаимности между людьми и о том, что у всех равные права на справедливое и уважительное отношение. На стадии нравственного релятивизма дети осознают, что многие социальные нормы, включая правила игр, условны и могут быть изменены при наличии общего согласия. Слепое послушание авторитетам отвергается, а нравственные нормы рассматриваются как продукт сотрудничества, взаимодействия и обоюдного согласия. Как следствие, на этой стадии дети более гибки в своих нравственных суждениях, принимают во внимание как обстоятельства, в которых совершен поступок, так и точку зрения, эмоции и чувства совершившего его. Непослушание, ложь, нарушение правил иногда могут быть оправданными, и не за всяким проступком должно следовать наказание. Теперь дети верят в справедливость и в своих суждениях о нарушениях норм принимают во внимание намерения совершившего их, а также характер и масштабы причиненного вреда.
Пиаже полагал, что переход от нравственного реализма к нравственному релятивизму обусловлен совместным действием двух факторов: развитием у детей когнитивных навыков и получением социального опыта. Наиболее значимыми изменениями, по его мнению, являются уменьшение эгоцентризма, развитие ролевых навыков и способности рассматривать ситуацию с позиции другого человека. Кроме того, все чаще и продолжительнее контактируя со сверстниками, дети научаются действовать сообща — и идти на компромисс — с людьми своего круга. Таким образом, односторонняя ориентированность на авторитет взрослого сменяется уважительным отношениям к точке зрения сверстников. Пиаже полагал, что родители могут помочь своему ребенку достичь более высокого уровня нравственности, придерживаясь менее авторитарного стиля и поддерживая с ребенком эгалитарные отношения (Piaget, 1932).
В дальнейших исследованиях было обнаружено, что маленькие дети лучше понимают намерения других, чем полагал Пиаже. Уже для дошкольников ясна разница между предумышленным и случайным проступком (Karniol, 1978) и, оценивая действия другого человека, они принимают во внимание его намерения (Costanzo, Coie, Grumet & Farnill, 1973). «Я случайно, мам», — говорит дошкольник, сделав что-то не так. На самом деле, оценивая чьи-либо действия, дети учитывают множество факторов: является ли объект действий неодушевленным предметом, животным или человеком, позитивен или негативен результат (Rest, 1983).
Таким образом, результаты современных исследований свидетельствуют о наличии у маленьких детей более широких возможностей, чем полагал Пиаже. Однако очевидно, что способность к абстрактному рассуждению о правилах, общепринятых нормах, о нравственной и социальной справедливости является достижением подросткового возраста. Один из основанных на работах Пиаже подходов, в котором сосредоточивается внимание на изменениях, происходящих в позднем детстве, подростковом возрасте и даже взрослости, был предложен Лоренсом Колбергом.