Анжелика Козлова
Нравственно-экологический проект «В гости к Зимушке-Зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно- экологический проект
«В гости к Зимушке-Зиме»
Автор:
Козлова А. А. воспитатель
МБДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад № 85»
Паспорт проекта.
Вид проекта : игровой, познавательно – исследовательский, коллективный
Участники: дети 6-7 лет, воспитатели, специалисты, родители
Продолжительность: декабрь 2019г – февраль 2020г.
Проблема: недостаточный уровень общей экологической культуры, системных знаний детей о зимних явлениях в природе, о народных традициях, приметах
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта обусловлена : в приобщении детей к началам экологической культуры, к народным традициям страны и малой родины, к природе родного края
Цель проекта : формирование экологической и общей культуры, элементарных природоведческих знаний о временах года, приобщение к занимательной народной педагогике с учётом регионального компонента; развитие личностных качеств детей средствами проектной деятельности.
Задачи образовательных областей:
- систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; об особенностях данного времени года на Кубани
- знакомить детей с народными зимними праздниками, традициями русского народа и кубанских казаков
- продолжать знакомить с народными приметами, легендами, пословицами, загадками о зиме; с зимним народным календарём- месяцесловом; с фенологическим календарём региона
-продолжать учить детей выполнять несложные опыты; вести длительные наблюдения и фиксировать результаты в календарях и дневниках наблюдений
-развивать художественное творчество: сочинять экологические сказки, стихи, загадки; рисовать листовки, письма, телеграммы, маршруты, карты, планы; изготавливать поделки из природного материала
-учить решать посильные экологические ситуативные задачи, речевые логические задачи
-побуждать к самостоятельным наблюдениям и поиску, догадке, выделению общих существенных признаков природных явлений и закономерностей в природе
-активизировать участие родителей в проектной деятельности.
Реализация проекта включает : ознакомление с устным народным творчеством, художественной и природоведческой литературой, элементарную поисковую и исследовательскую деятельность, проведение различных акций, организацию сюжетно-ролевых игр.
Реализация проекта предусматривает : оформление выставок детского творчества, проведение совместных праздников, конкурсов.
Этапы проекта.
1. Подготовительно-организационный: постановка цели, задач, предварительная работа с детьми и родителями, подготовка фото и видеоматериалов для ознакомления, разработка плана проекта, согласование с методической службой и администрацией детского сада.
2. Деятельностный: работа по календарному плану, подготовка отчёта о проделанной работе.
3. Заключительный: выставка детского творчества «Рождественские мотивы»; новогодние праздники в группах (декабрь); встреча с мальчиком-инвалидом «День рождения Димы» (январь); фольклорные детские развлечения по мотивам православных праздников: «Рождество», «Колядки», «Крещение»; просмотр презентаций и слайд-шоу по страницам зимних народных праздников; подведение итогов на лучшее оформление групп -подведение конкурса «Самый, самый Снеговик!» (январь).
Календарный план реализации проекта
(декабрь 2019-февраль 2020)
Месяц Формы работы с детьми Формы работы
с родителями
Декабрь 1. Беседы с детьми, предложение темы проекта : «Что же такое Зима? Почему наступает зима?
Хотите поближе познакомимся с Зимой?» (доступное объяснение зимних явлений); обсуждение предстоящих мероприятий (а хотите, мы сделаем)
2. Игра «Почтовый ящик». Адрес: «Зима».
В начале проекта каждому ребёнку воспитатель даё т домашнее задание: дома вместе с родителями искать приметы, которые говорят о приближении или наступлении зимы. Это может быть «вещественное доказательство: засохшая трава, подмёрзшие листья растения и т. д. ; фотография, рисунок, письменное или устное сообщение. Вся информация собирается в почтовый ящик. Каждое утро ребёнок сообщает что- то новое, а воспитатель для себя ведёт учёт. В конце проекта он подведёт итог сбора примет. Кто принёс или назвал больше всех, тому вручается значок «Умница» или «Умник».
3. Устройство уголка для сюжетно-ролевой игры «Школа зимних наук».
4. Создание и решение игровых обучающих ситуаций (ИОС) с помощью игрушек-аналогов, игрушек-героев любимых сказок (Мальчишка- Еловая Шишка, Незнайка, Неболейка, Карлсон, Красная Шапочка, Айболит) : «Как звери (растения) к зиме готовятся?»
5. Акции: «Главная Ёлка детского сада» - выбор и украшение ели на территории; «Зимушка-забота» -развешивание кормушек для птиц; «Новогоднее настроение» - разрисовка окон в группах; «Осторожно, гололёд!» -участие в посыпании дорожек песком
6. Открытие Мастерской Деда Мороза: -изготовление игрушек и поделок для Главной ёлки детского сада
7. Экологические практикумы:
-экскурсия по экологической тропе и выбор Главной ёлки и украшение её детскими поделками
-работа на «метеостанции» : снятие показаний термометра, определение направления ветра по флюгеру и силы ветра по воздушной трубе; наблюдение за барометром влажности- елью
-разведка на местности: отметка на плане участка и составление пакета донесений о замеченных изменениях: сколько деревьев сбросили листья, какие первыми; где больше всего собирается птиц и каких,
-заполнение календарей наблюдений в группе
8. Опыты:
-«Как узнать, был ли ночью мороз?» «Что такое изморозь?»
-«Почему день стал короче?»
-«Почему летят снежинки?»
-«Как получается лёд?»
9. Конкурс детского словотворчества: сочинение экологических сказок, стихов, загадок об объектах участка
10. Оформление в группе полочки умных книг «Здравствуй, гостья Зима!» - дети приносят книги из дома, можно обмениваться с другими группами
11. Оформление библиотечки «Наши зимние праздники, игры и забавы» : книги, картинки, фотографии (народная занимательная педагогика)
12. Просмотр презентаций о праздновании Нового года в разных странах мира «Новый год идёт по свету».
ИТОГ: Новогодний праздник, выставка детского творчества «Царство белого цвета»; библиотека в группе. 1. Привлечение родителей к участию в сборе информации о зиме и зимних явлениях (положительное и отрицательное) в разных источниках: книги, журналы, видеоматериалы, фотоматериалы из семейных архивов; к оборудованию уголков для сюжетно-ролевых игр и для исследовательской деятельности.
2. Участие в праздничной экологической акции «Главная Ёлка детского сада» - выбор и украшение ели на территории.
3. Участие в оформлении игрового уголка, полочки умных книг и библиотеки в группе.
Январь
Февраль 1. Решение экологических ситуативных и логических речевых задач. Такие задачи можно составить самим по известным произведениям на заданную тему: «Что случится, если деревья и кустарники не сбросят листья на зиму?», «Кто обедал в птичьей столовой?»
2. Акции: «Хлебные крошки»-подкормка птиц на участке; «Портрет Зимы» - роспись окна в группе зимними приметами; «Осторожно, гололёд!»-участие в посыпании дорожек песком
3. Экологические практикумы:
-проверка кормушек на участках (везде ли есть корм)
-работа на «метеостанции» : снятие показаний термометра, определение направления ветра по флюгеру и силы ветра по воздушной трубе; наблюдение за барометром влажности- елью
-разведка на местности: отметка на плане участка и составление пакета донесений о замеченных изменениях: где больше всего собирается птиц и каких, есть ли снег, лёд, сосульки; где опасные места
-заполнение календарей наблюдений в группе
4. Создание и решение проблемных ситуаций: «Где раки зимуют?», «Что сообщает птичье радио?», «Кто что ест?» и т. п.
5. Просмотр сказок производства «Союзмультфильм» по новогодним мотивам.
6. Конкурс «Самый, самый Снеговик!»
7. Опыты:
-«Цветные льдинки», «Украшения-Заморозки»
-«Где ночевал туман?»
8. Инсценированные концерты с приглашением гостей : Рождество, Крещение, Колядки.
9. Просмотр видеороликов о прошедших новогодних праздниках.
ИТОГ: фольклорные детские развлечения по мотивам православных праздников: «Рождество», «Колядки», «Крещение»; Стенд «Зимние народные праздники»; подведение конкурса «Самый, самый Снеговик!» 1. Участие в конкурсах, выставках, акциях.
2. Участие в развлечениях, посвящённых народным новогодним традициям.
Список литературы
1. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: «Академия развития», 2005
2. Иванова А. И. Живая экология – ТЦ Сфера, Москва, 2008
3. Рыжова Н. А. Экологический проект «Моё дерево» - ТЦ Сфера, Москва,2006
4. Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников – ПОР, Москва, 2000
5. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду- СПб: Детство-Пресс, 2011
6. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование – ПОР Москва, 2003
7. Николаева С. Н. Юный эколог -Мозаика Синтез, Москва, 2010