ольга платонова
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с использованием инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Дошкольный возраст характеризуется интенсивной эмоциональной жизнью, поэтому в этот период важно заботиться об эмоциональном развитии ребенка. Отношение детей к близкому им окружению преисполнено чувствами, которые побуждают их к познанию, мотивированной деятельности. Дошкольники еще не способны скрывать своих чувств и проявляют их как реакцию на сложившуюся ситуацию. Ребенок сразу реагирует на похвалу, интерес – проявляет гамму чувств удовольствия, радости и т. д. В старшем дошкольном возрасте чувства становятся более устойчивыми. Если раньше, кроме родителей и близких, ребенок никого не воспринимал, то в этом возрасте уже появляются любимые друзья, любимые места, где ребенок любит проводить время. Важным условием развития эмоций у ребенка является то, насколько у него организована способность к эмпатии, то есть умение поставить себя на место другого.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с использованием инновационных технологий» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и методы исследования
На современном этапе развития общества все чаще педагоги, психологи, социологи, общественные деятели, ученые и практики отмечают проблему недостаточного воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине.
Дошкольное образование – небольшая, но важнейшая ступень в формировании чувства национальной идентичности современного поколения, в становлении привязанности к малой родине. Перед нами стоит ответственная задача помочь растущему человеку обрести чувство гордости за Родину, открывать ее в том, что ему близко и дорого, например, в ближайшем окружении и в дорогих своему сердцу местах.
Возраст 5-7 лет жизни ребенка характеризуется развитием эстетических, нравственных и интеллектуальных чувств. Ребенок способен оценивать хорошее и плохое, прекрасное и отвратительное в жизни, литературе и других видах деятельности.
Моральные чувства (по П. Якобсоном) – это такие, которые человек испытывает при восприятии явлений действительности под углом нравственного начала от категорий морали, выработанного обществом [4]. Эти чувства проявляются в эмоциональных отношениях личности к своему поведению и поведению других. К моральным чувствам относят и чувство патриотизма, которое неразрывно связано с чувством национального достоинства, гордости, национального самосознания, чувства уважения, любви.
Нравственное воспитание определяет единство внешних и внутренних условий. Внешние условия становятся внутренними, преодолев ряд преобразований; есть необходимость определенного возбудителя, при котором внешние действия переходят во внутренние через обобщения. Эта внутренняя сила является определяющей в моральном поведении, независимо от внешних ситуаций. Для завершения этого процесса необходимо чтобы внешние воздействия производили на ребенка сильное впечатление, вызывали глубокие эмоциональные переживания.
Сформулированы правила воспитания чувств : жизни ребенка должна быть организована таким образом, при котором происходит столкновение раздражителей, между которыми возникает перенос внешнего на внутреннее чувство; представление информации должно производить впечатление на чувства ребенка; эмоциональные реакции должны стать в основе представления знаний, вызвать
«живые чувства» – гнева, радости, гордости, так как через них легче влиять на поведение.
Одним из самых важных и высоких моральных чувств, формируемых у дошкольников, является чувство патриотизма. Это чувство является одним из самых существенных показателей нравственности личности. Моральный аспект патриотизма берет истоки из сущности понятия
«патриотизм», что означает любовь к Родине. Термин «Родина» этимологически происходит от родных людей – родителей. Таким образом, патриотизм – это сложный комплекс чувств, который включает любовь к Родине, которая начинается с любви к матери, родной природе, родных мест, родного города или села. Свои истоки патриотические чувства берут из ближайшего окружения, с которым ребенок начинает взаимодействовать от рождения. Наиболее благоприятным для воспитания патриотических чувств является дошкольный возраст, когда активизируется интерес ребенка к социальному миру, общественным явлениям. Сензитивность этого возрастного периода заключается еще и в приоритетности эмоциональной сферы дошкольника, который идет в своих поступках в основном за чувствами.
Патриотические чувства формируются в раннем детстве из восприятия родного края, близкого окружения. По П. Якобсону, патриотическое чувство – это первое из ярких проявлений морали, которое формируется и развивается, становится более зрелым и сознательным: «поэтому и существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым, с ее духовным богатством порождали в ней глубокий эмоциональный отклик». Существует еще одно средство воспитания патриотических чувств у ребенка – это активное использование государственного языка. Трудно представить француза, который любит свою Францию, но не любит и не использует в общении французский язык.
Можно не соглашаться со словами известных педагогов о значении языка в воспитании патриотических чувств, однако необходимо констатировать тот факт, что те регионы России, где меньше всего происходит общение на государственном, национальном языке, на сегодняшний день находятся либо в зоне отчуждения, либо в зоне военного конфликта. Что еще раз дает нам основания положительно говорить о важности национального языка в развитии патриотических чувстве народа.
Важность воспитания патриотических чувств отмечал также И. Огиенко, и прежде всего через песни, обычаи, традиции, язык народа, в которых раскрывается национальный характер. Он отмечал, что: «в языке наша старая и новая культура, признак нашего национального признания». Центральным стержнем его системы является идея «воспитания историей», чтобы ребенок знал о своем прошлом, своем роде.
Для формирования у детей устойчивого интереса к определенным событиям, родной местности важно повлиять на эмоции ребенка. Среди средств влияния, становления патриотических чувств у дошкольников ученые выделяют художественную литературу, что является ключом к сознательному восприятию ребенком окружающей среды. Влияние художественной литературы на личность дошкольника имеет важное значение, поскольку в доступной форме позволяет сформировать личностные качества, свое отношение к различным явлениям.
Особое место в развитии ребенка имеет сказка. Народные сказки своей образностью не только возбуждают психические процессы, они и помогают в ролях лучше представить суть произведения, идейный смысл. Они насыщены художественными средствами, которые усиливают эмоциональность произведения с помощью аллегорий, гиперболизации, повторов, зачина и концовки («Жили-были дед и баба.», «Где-не-где-то в далеком царстве, далеком государстве жил-был царь и царица», «За семью горами, за семью реками жил царь.», «. и мы там были, мед-пиво пили, по усам текло, а в рот не попало», «вот вам сказка, а мне бубликов вязка», «. и здесь нашей басне конец»).
Сказка является источником народной мудрости, которая в простой и доступной форме учит представлять, понимать, осмысливать. Ярко видно, когда дошкольник реагирует сочувствием и переживанием за судьбу положительного героя, вызывающего положительные эмоции. Ребенок таким образом учится различать характер поступков и стараться действовать в жизни, следуя добру.
Сказки, с помощью образной речи, персонификации, учат нравственным поступкам, разоблачают положительные и отрицательные черты героев, дети учатся подражать прекрасному:
«они не только искренне сочувствуют любимым персонажам сказок или рассказов, болеют за выигрыш или бурно реагируют на нарушения правил в игре, но и дольше остаются под влиянием своих переживаний. Способность детей к сопереживанию объясняет большое воспитательное влияние на них художественных образов»
Итак, роль художественной литературы как средства воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста обусловлена возрастными особенностями понимания ими содержания художественных произведений, стремлением к подражанию главному герою произведения, сопоставлением их поступков с собственным опытом, ориентацией на эмоциональность и вербалику произведений.
Можно отметить, во всех жанрах устного народного творчества заложен большой потенциал народной мудрости, национального колорита, в них сконцентрированы основные моральные чувства. Небольшие по объему произведения обладают высокой способностью эмоционального и многофункционального воздействия, они развлекают и удовлетворяют любознательность. Концентрация, емкость образа влияет на морально-эмоциональную сферу дошкольников.