Екатерина
Нравственно-патриотическое воспитание как одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы
▼ Скачать
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Патриотизм по своей природе многогранен,
он объединяет все стороны личности:
нравственную, трудовую, умственную, эстетическую,
а также физическое развитие
и предполагает воздействие на каждую из сторон
для получения единого результата.
Макаренко А. С.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание как одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы» размещена в разделах
Дошкольное образовательное учреждение – это начальный этап социального института образования. В связи с этим существенной и первоначальной нашего педагогического коллектива является поиск путей совершенствования деятельности по обновлению содержанию работы с детьми в ДОУ. Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отмечено патриотическое воспитание, где основной целью является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Детство – ответственный этап в становлении личности и е нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Целью работы по патриотическому воспитанию, является: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально - нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка-дошкольника – основа формирования будущего гражданина.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
• улице, городу
• формирование бережного отношения к природе и всему живому
• воспитание уважения к труду
• расширение представлений о городах России
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
• знакомство детей с картой нашей страны и с глобусом
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
• формирование толерантности, чувства уважения к представителям других
• национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
• формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
• формирование активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии
Задачи решаются во всех видах детской деятельности, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Основными принципами реализации системы работы по патриотическому воспитанию является системность и последовательность, взаимосвязь различных занятий: развитие речи, ознакомление с окружающей действительностью, изобразительное искусство, музыкально-творческая деятельность, физическое развитие.
Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребенку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Система работы по гражданскому и патриотическому воспитанию в ДОУ строится
последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным расширением и усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом принципа развивающего обучения.
Основными формами организации работы с детьми в данном направлении являются:
– интегрированные занятия;
– дидактические игры;
– познавательные игры;
– совместные семейные праздники, развлечения;
– самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность детей;
– чтение познавательной литературы;
- беседы;
– экскурсии, целевые прогулки;
– совместная и самостоятельная работа с иллюстрациями и фотоматериалом.
Механизм реализации задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Воспитание патриотических чувств - длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.
2.1. Информационно - аналитический блок.
Задачи: Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по патриотическому воспитанию детей через :
• анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами;
• анкетирование педагогов;
• анкетирование родителей;
• анализ состояния воспитательно - образовательной работы;
• анализ уровня знаний дошкольников по данной теме.
2.2. Практический блок.
Задачи: Изучение воспитателями методических источников и педагогической
периодики, составление и обсуждение перспективного плана по патриотическому воспитанию, формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического воспитания.
Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей к проведению совместных мероприятий.
2.3. Контрольно - оценочный блок
Задачи: анализ полученных результатов (мониторинг) через:
• анализ эффективности мероприятий;
• контроль за проведением мероприятий;
• анализ полученных результатов;
• внесение коррективов на основе полученных результатов;
• организацию и координацию деятельности по реализации программы
осуществляет заведующий ДОУ и заместитель заведующего по ВМР, согласно плану работы;
• контроль за проведением плановых мероприятий;
• отчет о реализации программы на педсовете;
• корректировка содержания планов.
Задачи о которых говорилось ранее решаются в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, т. к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: семья, детский сад, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.