Светлана Мишукова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через художественную литературу
▼ Скачать + Заказать документы
Важную роль в формировании нравственно-патриотических качеств у детей играет художественная литература. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через художественную литературу» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Патриотическое воспитание – формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого мы знакомим детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети знают тот район, в котором они живут, видят красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем мы подводим к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России, ее граждане. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну.
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну непременно должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Система средств, способствующая патриотическому воспитанию, довольно разнообразна: рассказы педагога о Родине, фильмы о Великой Отечественной войне, литературные образы героев, живописные полотна, театральные постановки, песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину, окружающая природа.
Знакомство детей с художественной литературой начинаем с народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое.
В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга», действуют животные (курочка-ряба, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-ряба идет на реку за водичкой – цыпляток поить; сорока-белобока кашку варит – деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т. д.
Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д.
Знакомим детей с большим количеством произведений детской художественной литературы : сказки, настольные кукольные театры, чтение книг с иллюстрациями, разучивание произведения русского фольклора – это детский фольклор, частушки, песенки, прибаутки, загадки, чистоговорки, игры.
Формируем у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму).
В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может дать правильную моральную оценку, поэтому мы помогаем осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. В более старшем возрасте дети умеют определять основных героев (о ком говорится в произведении, высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему).
Приобщая детей к художественной литературе, подбираем такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей : товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.
Чтение художественных произведений сопровождаем показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций и, важный момент, рисунков художников, помогают понять смысл произведения. Книги подбираем выразительные, яркие, начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызывают у детей удовольствие и радость.
Могучим средством воспитания детей младшего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми использовать коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решаются самые разные задачи.
Поэтому периодически организовываем игры –драматизации по литературным сюжетам. Драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг в детях воспитываются нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.
С целью установления контактов с семьей в воспитании нравственной культуры детей используем следующие формы работы:
- групповые собрания;
- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;
- выставки книг;
- совместная творческая деятельность родителей и детей;
- полезные советы.
Работа в тесном содружестве с родителями обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка.
Подводя итог, приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывают у детей сочувствие к себе, помогают в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
Список литературы
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. М. : "Перспектива", 2008.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учебник для студ. М. : "Академия", 2006.
3. Кондыринская Л. А. Патриотическое воспитание дошкольников. Московский институт повышения квалификации работников образования. Лаборатория дошкольного воспитания. М. : 1996.