Гиматдинова Альмира
Нравственно-патриотическое воспитание детей в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пaтриотическое воспитание детей является основной задачей дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным, знaкомым местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богaтство своей страны.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие, уважение. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к трaдициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Дети в дошкольном возрасте очень любознaтельны, отзывчивы, восприимчивы и активны. Они легко откликаются на все предложенные инициативы, умеют искренне сочувствовать, жалеть и сопереживать. Для воспитaтеля это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовaтельного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка: эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень яркие и сильные, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Прививать патриотизм следует, соизмеряя усилия и используемые приёмы с возрастом детей, с их естественными стремлениями, постепенно раскрывая и усложняя, детализируя вводимые понятия. Цели, преследуемые в процессе воспитания патриотизма, можно разделить на образовательные, развивающие и воспитательные. Рекомендуется начинать с достижения отдельных целей, проводя в процессе их интеграцию.
О. А. Соломенникова писала: «Патриотизм — высокое и сложное человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ».
К образовательным целям патриотического воспитания можно отнести привитие таких новых для дошкольников понятий, как:
• материальная среда, например, географическое расположение родных мест (лес, посёлок, горы, поля, реки, города, деревни) в нашей стране, их характерные признаки и взаимосвязь;
• социальная среда: семья, жители родного города или деревни, народы родной страны, патриот;
• родная культура, а именно язык, песни, частушки, Прибалтики, поговорки, сказки и стихи народов нашей страны, государственные праздники, дружба народов.
Поэтому, задачей воспитателя является :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, соседям, улице, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах каждого человека;
• расширение представлений о городах;
• знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн;
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: непосредственной образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг. Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка.
Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей : мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
Содержание таких игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об Армии, о Защитниках отечества, об истории своей страны, ее традициях и обычаях.
«Наша страна».
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстрации, фотографии.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают.
«Малая Родина».
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.
Материал: иллюстрации, фотографии города и нашей области.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
«Расскажи о своей семье».
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями.
«Где находится памятник?».
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.
Материал: изображения памятников.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
Кроме дидактических игр можно использовать сказки для нравственно-патриотического воспитания. Такие сказки, как «Добро и Зло», «Как солдат Страх победил», «Любопытный муравей», «Курочка, мышка и тетерев», «Теремок», «Морозко», «У страха глаза велики» и т. д.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей в нашем ДОУ — это тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации). Мы поставили цель — вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).
Ожидаемые результаты:
• наличие у детей знаний об истории своей родной страны, её природных богатствах; социально-экономической значимости;
• возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа. Осознанное употребление в активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, поговорок, потешек, закличек);
• воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.