макарова екатерина
Нравственно-патриотическое воспитание детей в раннем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей в раннем дошкольном возрасте.
Е. С. Макарова
воспитатель
МБДОУ - детский сад №35, г. Орел
«Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
Так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей в раннем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. За последние годы в нашей стране произошли огромные изменения. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У взрослых и детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Материальные ценности сегодня доминируют над духовными. Возрождение духовно- нравственного воспитания – это шаг к возрождению России.
Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.
Сегодня очень актуально звучат слова Н. А. Добролюбова: «Разумное
воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем
дети станут хорошо осознавать себя, внушалось им стремление ко всему
доброму, истинному, прекрасному и благородному, они как бы инстинктивно
должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях,
привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии
самосознание, и они будут исполнять свой долг, образованные люди, по
собственному убеждению, по любви, по собственному расположению, все же
и в этом случае, ранние привычки будут служить основанием, на котором
зиждется жизненное знание нравственности и благородства».
Работу по нравственно-патриотическому воспитанию веду систематически
Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
Проблема социально-нравственного воспитания детей на сегодняшний день является крайне актуальной, поскольку социально-нравственное воспитание лежит в основе поступков, действий каждого человека, формирует в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей.
Тема патриотического воспитания близка всем нам. Когда мы работаем с детьми младшей группы, мы закладываем фундамент знаний. То, с чем они будут расти и жить дальше.
У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Знакомство младших дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительный результат можно достичь только систематической работой.
В первой младшей группе, свою работу я разбила на несколько тем. Все темы связаны между собой.
Самую главную и важную роль в воспитании ребенка играет семья. Ребенок должен уметь и вежливо общаться, и умение делиться своими игрушками, и желание помогать старшим. Это все должно в первую очередь исходить от родителей и закрепляться воспитателями детского сада.
Ставится задача формирования чувства любви к природе, к родному городу, к детскому саду — воспитание любви к Родине.
Необходимо придать формирующимся чувствам детей активный, действенный характер, обеспечить их воплощение в реальных поступках: уход за растениями на участке, поддержание порядка в группе, приходить на помощь взрослому и т. п.
Воспитывая любовь к своему детскому саду –, мы воспитываем еще и уважение к людям, которые трудятся для нас всех.
Так же произведения устного народного творчества, они не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Эмоциональная отзывчивость детей младшего возраста — одна из важных особенностей, определяющих их нравственное развитие.
Для реализации этой темы я выделила несколько видов деятельности работы с детьми.
Но самым главным и ведущим видом деятельности ребёнка дошкольника является игра. Именно в игре ребенок знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь. Таким образом, в игре возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществлять адекватное развитие нравственной сферы ребёнка.
Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд.
Приобщая их к труду, формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе (соберем сухие листья и ветки; покормим птиц). Постепенно от прогулок, от беседы и чтения книг, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины.
Во время наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного.
Дети рисуют в свободной деятельности и во время образовательной деятельности. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления.
Постепенно от беседы к беседе, от чтения книг до просмотра видео-презентаций, от изготовления тематических коллективных работ собственными руками, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей Родины, своей России.
Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.
Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.
Список литературы:
1. Бразговка Л. П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л. П. // Этическое воспитание. - 2007. - N 3. - с. 35-40
2. Величко О. Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О. Ю. Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). - 2010. - N 7. - c. 97-100
3. Величко О. Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О. Ю. Величко // Начальная школа. - 2008. - N 8. - c.11-15
4. Венецкая А. Б. Формирование культуры общения младших школьников (на материале курса "Этическая грамматика, или Веселый этикет") / А. Б. Венецкая // Начальная школа. - 2009. - N 2. - c.73-77
Понятие "культура общения". Описание программы "Этическая грамматика, или Веселый этикет". Фрагмент занятия по теме "Здравствуй, друг!" о приветствиях.