Немцова Наталья Николаевна
Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Нравственно-патриотическое воспитание человека, начинает закладывается в младшем дошкольном возрасте. Здесь развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственно-патриотического воспитания : милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ. Эффективному усвоению ребенком данной темы способствует знакомство с литературными произведениями разного объема, жанра и стиля, заучивание стихов, инсценирование отрывков.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей маленькой Родине- месту, где человек родился. Маленькая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся. Для того, чтобы раскрыть детям среднего возраста смысл понятия «малая Родина», родной край, требуется особый методический подход. Так, как дети у нас с нарушением зрения, то им просто необходимо больше наглядности, развитие предметно-образного мышления. Поэтому традицией в нашей группе стало организовывать небольшие походы «Юных туристят», где каждый может себя проявить как краевед, турист. Всё это возможно освоить на своей «малой родине» : учиться наблюдать за природой, беречь и любить её. Здесь же дети читают стихи русских поэтов и писателей о природе А. С. Пушкина, З. Александровой, Е. Серовой и др., отгадывают загадки, запоминают пословицы и поговорки, готовятся к праздникам «Хозяюшка-осень», «Русская зима», «Весна красна». При этом в наших походах важен не объем знаний, а создание ярких образов парка, золотой осенней поры, зимушки-зимы, зелёного весеннего наряда, русской березки, солнечного одуванчика и т. д. Важно «влюбить» ребёнка в родную природу! Основная форма воспитания любви к родной природе –пешие прогулки (в нашем микрорайоне, который прекрасный в любое время года).
Участники походов воспитатель и учитель-дефектолог, также нас сопровождают родители, по существу у нас семейная туристическая группа. Родители заинтересованно и активно участвуют в организации прогулки. Дома с детьми самостоятельно разучивают стихи, в походах читают их, ребята с замиранием слушают. Любим поиграть в различные игры, например из веточек, семян, листьев дети выкладывают на земле картинки (грибы, цветы, бабочки, вместе с ними трудятся и родители, придумывают загадки. Чтобы детям было интереснее, мы часто отправляемся в «сказочные» путешествия. Например, осенью нас встречает домовёнок Кузя и ведёт за собой по тропинкам. Он загадывает загадки или задает вопросы:
-Куда на зиму прячутся насекомые?
-Как называется домик муравьев?
-Чьи голоса можно услышать?.
Предлагает поиграть в весёлые народные игры, спеть с ним песенку о осени или рассказать стихотворение, а на привале оборудовать ему домик для зимнего отдыха. Потом домовёнок провожает нас домой и даё т домашнее задание: вспомнить и нарисовать, что больше всего понравилось в этом путешествии.
А ранней весной, когда пробуждается вся природа, мы с ребятами, прочитав предварительно сказку Т. Александровой «Кузька» (главы) и положив в волшебный сундучок наши рисунки по этой сказке, отправляемся в парк на встречу с чудесами. Используя любовное, доброжелательное отношение детей к природе, включая сказочные персонажи, на праздниках, вспоминая наши прогулки, дети с удовольствием «превращаются» в цветы, грибы, животных, птиц.
Постепенно от таких путешествий у детей складывается прекрасный образ родного уголка природы, появляются свои любимые места, они охотно делятся своими впечатлениями дома. Всё это способствует воспитанию любви к родному краю, умению замечать красоту красивых мест родного города, его достопримечательностей, а также эстетического отношения к природе.
Воспитывать патриотов можно при помощи самых разных средств. Значение фольклора в системе нравственно-патриотического воспитания переоценить трудно. С народной культурой, народным творчеством ребёнок знакомится с самого рождения (песенки-пестушки, прибаутки, колыбельные).Также дети знакомятся с русскими народными сказками, в которых акцентируется их внимание на домах «Теремок», «Пряничный домик», «Три медведя» и др. Но для того, чтобы у детей сложилось целостное представление о прочитанном, в силу наглядно-образного мышления, необходимо дополнять чтение песенок и потешек показом предметов быта эпохи. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Не зная прошлого, не поймешь и настоящего». Поэтому в нашем саду создан музей «Русской избы», его посетителями могут быть и педагоги, и дети, и родители. Детям среднего возраста рассказывается в доступной форме о жизни деревенских жителей, о том, как жили раньше наши прабабушки и прадеды, чем занимались, какой пользовались утварью, каким было устройство самой избы. Все это сопровождается потешками, песенками, закличками: «Еду-еду к бабе, к деду», «Ай, качи- качи -качи», «Кот на печку пошел», «Солнышко- ведрышко» и др.
Предлагаемый материал помогает сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма, уважение традиций, развить чувство национальной гордости при изучении народных промыслов. По сути дела, все фольклорные жанры являются средствами нравственно-патриотического воспитания, возвращая детей к истокам народной культуры, рассказывая об истории Отечества и становлении государства.
Одним из показателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на её защиту, чему немало примеров в истории нашей страны. Надо обязательно рассказывать об этом дошкольникам. Знакомя детей среднего возраста с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви. Именно художественная литература-подходящий повод рассказать мальчишкам, что такое смелость и отважность, а с другой стороны привить любовь к своей стране, воспитать патриотов, чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожим на сильных российских воинов. Знакомя детей с военными профессиями (пограничники, моряки, летчики, большое эмоциональное воздействие на воспитанников оказывает инсценировка стихотворений С. Я. Маршака «Пограничники», «Февраль», В. Малкова «Будем в армии служить», И. Кульской «О брате» и др. Ребенок, принимая участие в сценке, переживает литературный сюжет от первого лица. Это помогает ему лучше понять мотивы действий персонажа.
Приобщение к детской литературе по данной теме происходит наиболее эффективно к детскому восприятию, когда имеет достаточное количество ярких иллюстраций, например такие произведения, как А. Митяев «Почему армия родная?», «Шапка не велит», З. Александровой «Дозор».
Отдельно нужно сказать о жанре былин. Хотя для детей данного возраста они трудны для восприятия, и читаются только небольшие отрывки с рассматриванием иллюстраций И. Билибина, Васнецова и других художников к русским былинам, но они рассказывают о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче – защитниках Родины (дети знают о них из мультфильмов). В образе богатыря Ильи Муромца, являющегося центральным образом повествования, воплощены все те лучшие черты защитника Родины, воспитание которых является главной задачей при воспитании патриота : сила, смелость:
«… а смелостью да в Илью Муромца…».
Также о богатырях приводится пример в другом жанре отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Тем, самым фольклорные средства являются универсальными, поскольку они ненавязчиво показывают ребёнку примеры поведения настоящего гражданина, патриота.
В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и, прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Дети мало знают о государственном празднике Дне Победы, почему он существует и кому посвящен. Они не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне. Для того, чтобы у детей сложилось целостное представление о этом празднике, необходимо дополнять чтение стихов- Т. Шапиро «День Победы», Т. Шапиро «Я в солдатики играю»; В. Усачев «Что такое День Победы», Белозеров Т. «День Победы», показом видеоматериалов.
Применяя ИКТ, у детей в доступной форме формируются представления о государственном празднике День Победы, а также такие понятия, как «ветераны», «ордена», «памятник», «память», формируется чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны. Такая форма, как правило, оставляет яркий след в памяти ребенка, повышает его интерес к изучению истории страны.
Таким образом, детская литература выступает в качестве эффективного средства работы с детьми среднего дошкольного возраста с ОВЗ по воспитанию нравственности и патриотизма.
Список используемой литературы :
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой, 2014 года.
2. А. А. Остапец, Г. Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников», 2004 год.
3. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», средняя группа, 2016 год.