Лариса Петрова
Общее родительское собрание «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработал:
Старший воспитатель (высшая педагогическая квалификация)
Петрова Лариса Васильевна
Пгт Знаменка Орловский район. Орловская область
МБОУ «Знаменская СОШ» отделение по дошкольному образованию№4.
Общее родительское собрание
«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Публикация «Общее родительское собрание „Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: Повысить компетентность родителей по проблеме нравственно – патриотического воспитания.
Задачи:
• Информировать родителей об актуальных проблемах нравственно – патриотического воспитания детей в свете современных требований воспитания личности, гражданина, патриота, активного члена общества;
• Создать условия для плодотворного сотрудничества детского сада и семьи в поисках оптимальных методов и приемов работы с детьми по проблеме;
• Развивать стремление всех участников образовательного процесса к сотрудничеству в совместных видах деятельности (мероприятиях, педагогического процесса, праздниках, проектах)
• Воспитывать навыки позитивного, внимательного и заботливого отношения к детям, их потребностям, проблемам, воспитанию в целом.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, мольберт, выставка детской литературы по нравственно – патриотическому воспитанию, рекомендации для родителей.
Ход собрания:
1. Вступительное слово заведующей отделением по д/о№4 о значении проблемы.
I этап: мотивационно – ориентированный.
Дискуссия: «Есть ли среди нас патриоты?»
Ведущий старший воспитатель организует обсуждение:
- Уважаемые родители, задумывались ли Вы когда – нибудь о том, есть ли среди нас патриоты?
- Какие черты характера, на ваш взгляд, присущи человеку – патриоту?
- Чем объяснить сегодняшнее положение дел в российском обществе, когда мы наблюдаем переоценку ценностей: стремление к материальному благополучию выхолащивает нравственные ценности, определенная часть молодежи уклоняется от служения в армии, наблюдаются случаи безразличия, равнодушия, проявления грубости во взаимоотношениях людей, неуважение старших; с экранов телевидения и интернет льется поток сцен грубости, насилия, рост числа бездомных, алкоголизма, плохая экологическая обстановка и ряд других проблем.
Сегодня мы постараемся понять: влияют ли эти проблемы на нравственно- патриотическое воспитание подрастающего поколения или они не касаются детей и родителей, общественности?
- Зачем и почему необходимо осуществлять нравственно – патриотическое воспитание?
- С какого возраста нужно начинать?
- Что входит в содержание этой работы, и какие методы и приемы в работе с детьми и родителями необходимо использовать?
- К какому результату необходимо стремиться?
(В результате комплексной работы и во взаимодействии с семьей, детским садом, социумом должны стремиться сформировать личность гражданина России, умеющего применять на практике свою гражданскую позицию и патриотические чувства к истории и культуре родного края, страны, к традиционным человеческим ценностям: красоте, добру, миру, толерантности; уважающего труд других людей, умеющего проявлять нормы и правила, принятые в обществе людей, и самооценку своим поступкам и действиях; знающего культуру своей страны России, умеющего беречь её богатства и рачительно их использовать; желание защищать и оберегать свою Отчизну. Личность, обладающую привычками культуры здорового образа жизни в совокупности проявления сострадания, заботы о слабых и беззащитных, добрых и мужественных поступков на благо других людей, на благо процветания своей Родины – России.)
Ведущий :
Игра: «Комплимент»
В известной песне поется «давайте говорить друг другу комплименты, ведь это же любви счастливые моменты…»
Задание: скажите комплимент рядом сидящему человеку относительно его внешности или личностных качеств…. Уважаемые родители, какие чувства вы испытали, когда услышали комплимент в свой адрес? Да. совершенно верно, вы улыбнулись. у вас улучшилось настроение. Вы взбодрились, может быть, потому, что до этого вы думали о чем - то грустном….
Психологи считают, что позитивно мыслящий человек быстрее всего находит контакт с другими людьми,быстрее решает наболевшие вопросы, более сдержан в своих эмоциях и поэтому всегда сохраняет хорошие взаимоотношения с окружающими его людьми….
Многие из вас встречаются каждодневно с разными людьми, но тянет нас всегда к веселым, добродушным, позитивно настроенным людям. Вот с таким позитивным настроем мы и начнем нашу дискуссию.
Для начала работы разберемся в понятиях, что такое «патриотизм», «нравственность», нравственно – патриотическое воспитание?
Каково ваше мнение?
Родители высказывают свои суждения,на доске записываются основные черты человека - патриота (коллективный портрет).
Предлагается короткое выступление воспитателя по проблеме и
разъяснение основных понятий.
Старший воспитатель подводит итог.
Малыш впервые открывает Родину в семье, в ближайшем окружении, где он черпает такие понятия как «труд», «долг», «совесть», «честь», «слово», «Родина», «Отчизна».
С какого возраста надо начинать нравственно – патриотическое воспитание? Ваше мнение?
(Нравственно - патриотическое воспитание начинается с колыбели, когда мама и близкие родные ласкают, убаюкивают малыша,
напевая русские народные колыбельные песенки, играют с малышом, привлекая его внимание к ярким и движущимся игрушкам, к лицам родных людей, важно,чтобы в семье царила атмосфера добра, счастья, любви. По мере взросления ребенка меняется содержание нравственно- патриотического воспитания, методы и формы взаимодействия со взрослыми,именно старший дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для формирования гражданских чувств и патриотизма.)
II этап: поисковый.
Старший воспитатель : «Уважаемые родители, согласны ли вы с утверждением В. Сухомлинского: «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности, отзывчивости – это семья: отношение к матери и отцу, старшим – дедушке, бабушке, к младшим – сестре, брату и т. д.»
Ваше мнение?
Ведущий: Да, именно в семье ребенок понимает, что такое семья, дом, Родина, близкие люди, поступок, труд, слово, долг, честь совесть, жалость и др. Какие, на Ваш взгляд, необходимы условия для успешного формирования нравственно – патриотических чувств?
(Основными условиями успешного воспитания в семье является уклад семьи, ее традиции, обычаи, праздники, отношения между членами семьи, условия эмоционального благополучия ребенка, принятие его таким, каков он есть на самом деле, уважение его прав и свободы выбора; наличие в семье предметов, отражающих культуру русского человека во всех поколениях, познавательные, развлекательные материалы, игры, книги и пособия.)
III этап: Практический.
Ведущий : «Как проводить работу по нравственно – патриотическому воспитанию? Каково ее содержание, методы и приемы работы?»
Родители высказывают свои мнения.
Ведущий уточняет ответы родителей
(В содержание работы по нравственно – патриотическому воспитанию входит :
- знакомство с обычаями и традициями семьи, ближайшего окружения, улицей, детским садом, поселком, городом, формирование уважительного отношения к труду окружающих людей, народным традициям (проектная деятельность);
- знакомят с природой и экологией ближайшего окружения (акции. Наблюдения, экскурсии, турпоходы, эксперименты и опыты;
- используют русский народный фольклор, художественное слово русские народные сказки, легенды, мифы, сказания, используя региональный краеведческий материал;(конкурсы чтецов. Речевые досуги и праздники- рождество, Пасха, масленица идр.)
- знакомят с прикладным искусством, музыкой, живописью родного края и мировых шедевров;(совместные экскурсии в выставочные залы города, музеи. театры)
- знакомят с государственными праздниками, ( символами: флаг, герб, гимн, с космосом, спортом;
- участвуют в государственных праздниках 8 марта, День защитников Отечества, День космонавтики, День России и пр.
- создание совместных проектов. Более подробное содержание, методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста определены ООП ДО и дополнительными программами воспитания и обучения детей.)
Ведущий подводит итог дискуссии: в ходе нашей беседы мы пришли к выводу, что патриотами не рождаются, а становятся и именно от того, кто вел ребенка за руку в дошкольные годы, на сколько этот человек сам себя ощущает патриотом, зависит формирование этого чувства у ребенка.
Мы надеемся, что каждый из вас - патриот своей страны и именно от сознания важности совместных усилий детского сада и семьи, мы сможем воспитать патриотов нашей Родины России!
Ведущий: предлагается просмотр детско- родительского проекта :
«Орлу -450 лет»(воспитатель подготовительной группы).
IV этап: Рефлексивно - оценочный.
Ведущий: Как сказал Уильям Теккерей: «Посеете поступок – пожнете привычку, посеете привычку – пожнете характер, посеете характер – и вы пожнете судьбу».
Действительно, если мы хотим счастливой судьбы для наших детей, нашей страны, нашей планеты Земля, мы будем вместе в тесном сотрудничестве вести эту работу планомерно и грамотно.
На экране вы видите предложения, которые вам необходимо закончить, выразив свое отношение и чувства о сегодняшнем мероприятии.
Сегодняшнее мероприятие мне понравилось, потому что….
Патриотическое воспитание необходимо всем, потому что…
(без него не будет государства и народа, обречены на гибель)
Я поняла, что…
Меня удивило…
Я попробую…
Я благодарна, за….
Ведущий благодарит за работу всех участников.
Родителям предлагаются методические рекомендации по нравственно – патриотическому воспитанию в семье, буклеты, памятки:
• Мое генеалогическое древо (образец).
• Как рассказать детям об истории города. ?
• Поселка?
• Знаменитые люди, прославившие Орловщину. Как о них рассказать?
• Герои Орла и нашего поселка. Как рассказать детям о подвиге?
• Этикет при возложении цветов к памятнику героев войны.
• Орловский фольклор.
• Картинная галерея, как провести беседу с детьми 5 – 7 лет.
• Что должны знать дети об Армии?
• Как правильно вести себя при встрече с людьми другой национальности?
• Имеет ли права Ваш ребенок?
• Алгоритм создания детско- родительского проекта. (Образец.)
• Детские произведения о маме, папе,дедушке, бабушке.
• Стихи о г. Орле.
Концерт: «Это наша Родина!».
Песни:
1. «Бравые солдаты» А. Филиппенко
2. «Маме в день 8 марта» Е. Тиличеева
3. «Это наша Родина!» Е. Тиличеева
4. «Мальчишки» М. Картушина
Танцы:
1. «Танец цветов» муз. Л. В. Бетховен
2. «Танец матрешек» В. Темнов.
Кино и этикет
Что можно делать в кинотеатре?
• До сеанса побывать в буфете
• Смеяться, если смешно, грустить плакать – если грустно
• Беседовать с друзьями до и после фильма
• Занять более удобные места, если они свободны
• Высказывать свое мнение, но не навязывать его другим.
Чего нельзя делать?
• Во время фильма нельзя разговаривать
• Пересаживаться на другие места
• Не развертывать и не шуршать фантиками из под конфет и т. д.