Соловьева Татьяна
Нравственно–патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно– патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Одно из важнейших качеств, которое представляет собой опору для общества и государства в целом, является патриотизм. Он помогает воспитать в человеке чувство любви к своей родине, уважение к тому месту, где человек появился на свет. Это важно не только для развития ребенка, но и взрослого человека. Патриотизм играет роль в духовном развитии, он затрагивает все сферы человеческой жизни: экономические, социальные, политические. Патриотизм — это залог эффективности развития государства и просвещения людей, их сплоченности перед давлением, которое может воздействовать на Родину.
Публикация «Нравственно–патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Теме патриотизма всегда отводилось особое внимание. В настоящее же время актуальность по данной теме не снижается, а только повышается. Поскольку возникновение внешней напряженности, которая вызвана геополитическими факторами, негативно влияет на общественный порядок. Тема патриотизма в данных реалиях раскрывается все больше.
Патриотизм в дошкольном возрасте — отдельный элемент, но наиболее важный, поскольку дети в этот период любознательны, их заинтересованность новыми вещами велика. В дошкольном возрасте складываются отличные предпосылки для нравственного воспитания, где особое место занимает тема патриотизма.
Детство закладывает первые ростки в становлении будущей взрослой личности, с системой собственных взглядов на мир и его места в общественной жизни. Особый период в развитии человека приходится на дошкольный период, где активно познается окружающий мир, накапливается опыт, ребенок учится взаимодействовать с коллективом. В этот период начинает формироваться будущая личность и его мировоззрение, ребенок может обучаться, но с помощью взрослых. В данное время важно познакомить ребенка со многими вещами, которые окажут благоприятное влияние в дальнейшей жизни.
Патриотизм в самом простом его проявлении — это любовь к чему-то родному для человека, привычному для ребенка. Прежде всего, светлые чувства по отношению к родителям, дому, в котором он проживает. Чем старше ребенок, тем больше появляется людей, к которым он может испытывать привязанность. Например, воспитатель или друзья из детского сада. Ребенок познает мир, открывает новые уголки своего города или села, так же начиная испытывать к ним положительные чувства. Все, что его окружают можно отнести к его Родине.
Однако четко патриотизмом эту любовь назвать сложно. Это, скорее его зачатки, первые ростки, которые при должном уходе должны дать плоды. Об этом уходе должны позаботиться более зрелые люди — воспитатели через проведение гражданско-патриотической воспитательной деятельности. Где под началом взрослых у ребенка постепенно формируется понимание патриотических чувств и общественных отношений. На эффективность патриотического воспитания значительно влияет пример окружающих ребенка взрослых, в первую очередь, воспитателей и родителей.
Патриотизм — это общее понятие, которое включает в себя следующие элементы:
• знания в области истории и культуры родного края, страны в целом, а также обеспечение соблюдения традиций;
• проявление интереса к изучению страны, что включает в себя заинтересованность в исторических событиях, так и участие в развитии страны в настоящее время и в будущем;
• бережное отношение к природным ресурсам страны;
• любовь к семье, близким и уважение к старшим людям;
• уважение к Армии России, ее роли в защите мирного населения россии;
• активное участие в развитии страны, однако, это уже касается более взрослых людей.
Патриотизм — это не только любовь к Родине. Это более сильное чувство, которое появляется в том, что человек ощущает себя неотъемлемой частью своей Родины.
Но дети в полной мере не могут осознать всей сущности патриотизма, всю глубину событий, которые происходят в настоящее время, в силу своего возраста. Поэтому они усваивают ориентиры, которые в будущем позволят понять патриотические чувства. Их усвоение происходит с помощью проведения воспитателем гражданско-патриотической воспитательной деятельности, в процессе которой детьми должны быть усвоены следующие элементы:
• воспитание у детей любви и уважения к родному краю, России, путем изучения местной культуры и быта;
• воспитание чувства гордости за героев страны;
• воспитание бережного отношения к природе и культурному наследию страны.
Ребенок не может усвоить некоторых вещей, которые сложны для его восприятия из-за своей абстрактности. Его внимание лучше зафиксировать на таких вещах, которые понятны для ребенка, но при этом связаны с патриотизмом. В этом случае отлично подойдет символика РФ, социально значимые объекты региона, в котором проживает ребенок, а затем всей страны в целом. Запомнить опознавательные знаки, по которым возможно отличить родной край от других мест. В данном случае, внимание фиксируется на достопримечательностях малой родины. Воспитатели знакомят детей с местными достопримечательностями, посредством рассказа, который дополняется фотографиями. Рассказывают об известных людях, которые родились в этом месте или сделали много для развития региона. Дополняются историческими фактами. Это учит детей уважать родной край, воспринимать свой город, как значимых в культуре России.
В процессе знакомства с культурным наследием у детей проявляется интерес, из-за чего они стремятся узнать больше о родном крае или сделать что-то социально значимое. В данном случае, можно включить их в такие мероприятия, как участие в акции «Бессмертный полк» или сбор игрушек для детских домой.
Проведение занятий может иметь различные формы: познавательные игры с информацией о родном крае, лепки, подделок, рисунков на тему семьи и природы, а также русских праздников.
В процессе совместной игры или деятельности по изготовлению подделок к праздникам, участие в конкурсах рисунков или чтецов, ребенок усваивает и погружается в русские традиции, культуру.
Любовь к природе России формируется прогулками в хорошую погоду вокруг детского сада, где с детьми обсуждаются растения, природа, насекомых, влияние людей на окружающую среду. Ребята в процессе задают интересующие их вопросы. Это в свою очередь формирует представление о природе родного края и ее особенностей, а также помогает воспитать бережное отношения к природе. После прогулки, для закрепления полученных знаний, дети изображают увиденное на улице в виде рисунков.
Таким образом, в дошкольном возрасте складываются отличные предпосылки для нравственного воспитания, где особое место занимает тема патриотизма. В этот период закладываются его основы. Детям сложно усвоить всю глубину патриотизма в силу возраста. Но их внимание можно заострить на однозначных элементах, которые сразу понятны ребенку. В этом возрасте дети могут познать чувства бережного отношения в природе, уважение к родному краю и семье, любовь к ближним людям, а также запомнить символику государства.
Список использованных источников
1. Ховятская, Н. Н. Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте / Н. Н. Ховятская, Е. И. Тынкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 276-279. — URL : https://moluch.ru/archive/407/89755/
2. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных условиях / А. С. Рогоза, Л. А. Шулякова, О. В. Хижняк [и др. ]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 280-282. — URL : https://moluch.ru/archive/359/80107/